Возмещение коммунальных услуг ндс облагается или

НДС при получении субсидий — облагаются ли субсидии НДС в 2021 году?

Расчет НДС при получении субсидий из бюджета зависит от целей и порядка предоставления государственной помощи. Рассмотрим, облагаются ли субсидии НДС в 2021 году в различных ситуациях.

Компенсация затрат на приобретение товаров

Здесь и далее по тексту под «товарами» будем иметь в виду также работы, услуги, основные средства, нематериальные активы, имущественные права.

Если государственная помощь предназначена для возмещения расходов, то здесь возможны два варианта: средства получены до закупки товара, или позднее.

Субсидия до покупки

Поступившие средства не нужно облагать НДС, так как возмещение затрат — это не доход. Также подобную выплату нельзя отнести и к другим объектам, облагаемым НДС (п. 1 ст. 146 НК РФ).

Когда товар будет приобретен, бизнесмен не имеет права взять к вычету НДС, входящий в его стоимость. Если оплата за счет бюджета частично «покрывает» сумму закупки, то нельзя взять к вычету часть налога, которая соответствует доле государственной помощи в общей сумме затрат на товар, с учетом НДС (п. 2.1 ст. 170 НК РФ).

НДС 2021 | НДС ПРОСТЫМИ СЛОВАМИ | НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ | НАЛОГИ ИП ИЛИ ООО

Пример 1

Компания получила 240 тыс. руб. на приобретение партии товара. Общая сумма сделки — 960 тыс. руб., в т. ч. НДС — 160 тыс. руб. Компания должна исключить из декларации по НДС часть вычета по товару в сумме:

НДС = 160 х (240 / 960) = 160×25% = 40 тыс. руб.

Если выдана нецелевая субсидия, не «привязанная» к конкретному товару, то налогоплательщик должен отдельно учитывать закупки, которые финансируются за свой счет и за счет бюджета.

Если бизнесмен не разделит учет и будет брать к вычету налог по всем закупкам, то он обязан в 4 квартале года, когда была получена субсидия, провести восстановление части НДС.

Доля определяется от суммы налога, взятого к вычету, начиная с квартала получения субсидии. Процент равен отношению суммы, полученной из бюджета, ко всем затратам налогоплательщика на закуп, производство и реализацию товаров, начиная с указанного квартала (пп. 7 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Пример 2

Компания во 2 кв. 2020 г. получила 600 тыс. руб. Затраты бизнеса за 2-4 кв. 2020 г. — 12 000 тыс. руб., в т. ч. НДС — 2 000 тыс. руб. Сумма НДС, которую нужно восстановить в 4 кв. 2020 г., равна:

НДСв = 2 000 х (600 / 12 000) = 2 000×5% = 100 тыс. руб.

Субсидия после покупки

  1. В случае, когда государство компенсирует затраты частично — восстановить в той доле, которая соответствует доле субсидии в общих затратах на товар. Здесь подход такой же, как при субсидировании до закупки.
  2. Если получена нецелевая субсидия на компенсацию уже произведенных затрат — восстановить часть налога, взятого к вычету в прошедшем году. Процент следует определять, как долю субсидии в общей сумме затрат бизнесмена на закуп, изготовление и продажу товаров за прошедший год (пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Пример 3

В 3 кв. 2020 г. бизнесмен получил нецелевую субсидию на покрытие прошлых затрат в сумме 720 тыс. руб. Затраты компании за 2019 г. — 18 000 руб., в т. ч. НДС — 3 000 руб. Сумма НДС, которую нужно восстановить в 3 кв. 2020 г., равна:

ФНС разъяснила, как правильно возмещать НДС

НДСв = 3 000 х (720 / 18 000) = 3 000×4% = 120 тыс. руб.

Когда можно рассчитывать НДС при субсидировании затрат на общих основаниях

Если в соглашении или другом документе о получении субсидии указано, что она предоставляется для финансирования затрат без учета НДС, то бизнесмен имеет право учитывать налог на общих основаниях.

В данном случае можно в полном объеме брать к вычету налог с суммы закупки. Если же на момент получения средств «входной» НДС уже был учтен, то восстанавливать его не нужно.

Особенности расчета НДС для «коронавирусных» субсидий

В связи с пандемией коронавируса государство предоставило субсидии компаниям малого и среднего бизнеса из пострадавших отраслей (постановление Правительства РФ от 24.04.2020 № 576).

При любых закупках за счет субсидий по постановлению № 576 можно возмещать НДС без ограничений, а при последующей компенсации — восстанавливать налог не требуется (пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ и п. 1. ст. 2 закона от 22.04.2020 № 121-ФЗ). В данном случае формулировки, приведенные в решении о выдаче субсидии, значения не имеют.

Но есть еще одна «коронавирусная» субсидия, которая выдается на финансирование профилактических мероприятий (постановление Правительства РФ от 02.07.2020 № 976).

Этот вид субсидии, по мнению Минфина, не подпадает под условия пп. 60 п. ст. 251 НК РФ, так как относится к другой категории налогоплательщиков (письмо от 02.09.2020 № 03-03-06/1/76953).

Поэтому тем, кто получает средства из бюджета по постановлению № 976, лучше не брать к вычету НДС с затрат, возмещенных за счет государства. В противном случае весьма вероятны претензии налоговиков при проверке.

Компенсация недополученных доходов

Если бизнесмен получил субсидию, которая компенсирует недополученные доходы, то в общем случае эти суммы нужно облагать НДС. Такие выплаты относятся к поступлениям, связанным с оплатой за реализованные товары (пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ).

Читайте также:  Порядок и размер участия по внесению платы за коммунальные услуги

Исключение — ситуация, когда средства из бюджета выплачены в связи с тем, что бизнесмен продает товары по ценам, регулируемым государством. В этом случае нужно платить НДС, исходя из выручки от покупателей. Дополнительные поступления из бюджета в налоговую базу не входят (п. 2 ст. 154 НК РФ).

По всем товарам, купленным за счет «доходных» субсидий, налогоплательщик может брать НДС к вычету без каких-либо ограничений.

Вывод

Если субсидия получена для компенсации затрат, то она не облагается НДС. В общем случае НДС по затратам, возмещенным из бюджета нельзя взять к вычету.

Исключение — ситуация, когда в документах прямо указано, что выплата из бюджета не предназначена для компенсации НДС. Также можно без ограничений брать к вычету налог по затратам, профинансированным за счет одной из «коронавирусных» выплат.

Субсидию, которая возмещает недополученные доходы, нужно включить в базу по НДС. Исключение — случай, когда снижение доходов связано с продажей товаров по регулируемым ценам. Брать налог к вычету при получении подобных субсидий можно на общих основаниях.

Учесть все нюансы расчета НДС при субсидировании может быть непросто. Чтобы избежать ошибок и проблем с налоговиками — обратитесь к нам за консультацией.

Источник: spark.ru

НДС ПРИ ВОЗМЕЩЕНИИ КОММУНАЛЬНЫХ РАСХОДОВ

Оплата «коммуналки» отдельно от арендной платы — наиболее распространенный на практике способ возмещения коммунальных расходов арендодателя. В то же время он вызывает больше всего споров с чиновниками по вопросам принятия к вычету сумм «входного» НДС как арендодателем, так и арендатором.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ И УЧЕТ У АРЕНДОДАТЕЛЯ

Суды также полагают, что в данном случае нет реализации (арендодатель не оказывает коммунальные услуги). Поэтому выставлять арендатору счет-фактуру на сумму потребляемых им коммунальных услуг арендодатель не должен (см., например, Определение ВАС РФ от 29.01.2008 N 18186/07).

Кроме того, арендодатель не вправе и перевыставлять счета-фактуры арендатору, так как в данном случае не является посредником между арендатором и поставщиком услуг и, следовательно, на него не распространяются положения абз. 5, 7 пп. «а» п. 7, абз. 3, 5 пп. «а» п. 11 Правил ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, п. 11 Правил ведения книги покупок, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (далее — Постановление N 1137).

В то же время отметим, что даже если арендодатель выставит арендатору счет-фактуру, где в качестве продавца укажет себя, объекта налогообложения по НДС у него все равно не возникнет. Как указал ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 05.09.2005 N А56-30790/2004, выставление счетов-фактур при отсутствии объекта налогообложения по НДС не подразумевает под собой реализацию товаров. Дополнительно по этому вопросу см. также Постановление ФАС Поволжского округа от 12.04.2007 N А55-14832/06.

Относительно вычета «входного» НДС, предъявленного арендодателю поставщиками коммунальных услуг, чиновники разъяснили следующее.

Поскольку передача электрической и тепловой энергии, воды, газа арендодателем (абонентом) арендатору (субабоненту) не облагается НДС, сумма «входного» НДС, предъявленная коммунальными службами в части услуг, потребляемых арендатором, у арендодателя вычету не подлежит. На основании пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ арендодатель должен эту сумму налога включить в стоимость коммунальных услуг, которые потребляет арендатор (Письма Минфина России от 03.03.2006 N 03-04-15/52, УФНС России по г. Москве от 21.05.2008 N 19-11/48675, от 16.07.2007 N 19-11/067415). Такого же мнения придерживаются и некоторые арбитражные суды (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.09.2006 N А52-353/2006/2).

Что касается регистрации в книге покупок счетов-фактур, предъявленных арендодателю поставщиками услуг, то Минфин России предложил регистрировать такие счета-фактуры без учета сумм налога по коммунальным платежам, потребленным арендатором (Письмо от 06.09.2005 N 07-05-06/234). Аналогичный порядок предусмотрен в абз. 4 пп. «у» п. 6 Правил ведения книги покупок, утвержденных Постановлением N 1137.

Итак, в соответствии с позицией чиновников арендодатель при передаче коммунальных расходов арендатору:

— «входной» НДС, предъявленный коммунальными службами, принимает к вычету только в части, приходящейся на свою долю потребленных услуг;

— «входной» НДС, приходящийся на долю услуг, потребленную арендатором, включает в стоимость этих услуг;

— к возмещению арендатору предъявляет стоимость коммунальных услуг с учетом «входного» НДС.

Однако по данному вопросу в судебной практике существует и другая позиция. Так, суды указывают, что арендодатель в такой ситуации вправе применить вычет (см., например, Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 23.11.2009 N А17-7511/2008 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 25.03.2010 N ВАС-3098/10), ФАС Северо-Кавказского округа от 21.12.2009 N А63-8994/2004-С4-9, ФАС Уральского округа от 11.12.2008 N Ф09-9211/08-С2).

Суть указанной позиции заключается в следующем.

Договоры на поставку электроэнергии, тепловой энергии, воды, газа заключаются между коммунальными службами и арендодателями (ст. ст. 539, 548 ГК РФ). Поэтому коммунальные службы предъявляют сумму налога и выставляют счет-фактуру покупателю, т.е. арендодателю (п. 3 ст. 168 НК РФ).

У арендодателя, в свою очередь, существует обязанность по предоставлению помещений в аренду в состоянии, установленном договором и соответствующем назначению имущества, т.е. в состоянии, пригодном для эксплуатации (ст. 611 ГК РФ). А значит, с исправной системой отопления, электроснабжения, газоснабжения.

Таким образом, приобретение коммунальных услуг арендодателем является необходимым условием для сдачи помещений в аренду. Следовательно, можно говорить о том, что данные услуги приобретаются для осуществления операций, облагаемых НДС, так как услуги по сдаче имущества в аренду облагаются НДС (пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ).

Поскольку арендодателем выполняются все условия, необходимые для применения налогового вычета (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ), то всю сумму «входного» НДС, предъявленную поставщиками коммунальных услуг, он вправе принять к вычету в полном размере. Тогда к возмещению арендатору он предъявляет стоимость коммунальных услуг без учета «входного» НДС.

Читайте также:  Оплата коммунальных услуг кто должен платить собственник или прописанный

В том случае, если вы сочтете изложенную выше позицию аргументированной и будете принимать всю сумму «входного» НДС к вычету, то вам нужно быть готовыми отстаивать эту позицию в суде.

ПРИМЕР

Дата добавления: 2018-09-22 ; просмотров: 472 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник: studopedia.net

Арендодатель начисляет НДС на сумму компенсации коммунальных платежей: имеет ли арендатор право на налоговый кредит

Наше предприятие арендует офис у плательщика НДС уже в течение нескольких лет. Арендодатель всегда начислял НДС и составлял налоговые накладные не только на арендную плату, но и на сумму коммунальных услуг, которые по договору аренды мы ему компенсируем.
Говорят, что теперь (с 2016 года) не нужно облагать НДС компенсационные суммы. Однако арендодатель продолжает начислять налог на суммы коммунальных платежей. Правомерно ли это? Имеем ли мы право включить данный входной НДС в налоговый кредит?

ОТВЕТ: Слухи об изменениях в обложении НДС компенсационных сумм, которые уплачивает арендатор по договору аренды, безосновательны. Никаких изменений в нормах НКУ или других нормативно-правовых документах, устанавливающих порядок обложения таких сумм НДС, в 2016 году не было. Речь идет только об изменении позиции налоговиков касательно НДСного учета данных сумм.

Скорее всего, арендодатель не взял на вооружение новые рекомендации налоговиков, поэтому продолжает начислять НДС на суммы коммунальных услуг, которые ему возмещает арендатор. Вполне возможно, он действует на основании полученной ранее индивидуальной налоговой консультации, в которой изложен старый подход контролеров относительно НДСного учета таких сумм. Следовательно, считать действия арендодателя неправомерными нельзя.

Итак, сейчас предлагаем более подробно разобраться со сложившейся ситуацией касательно обложения НДС компенсационных сумм по договорам аренды, чтобы оценить возможность отражения арендатором налогового кредита по данным суммам.

Начислять ли налоговые обязательства арендодателю

К сожалению, в НКУ, действительно, нет четких однозначных предписаний касательно НДСной судьбы таких компенсационных сумм — отсюда и разные подходы к их налогообложению.

Позиция налоговиков. Еще не так давно налоговики последовательно отстаивали подход, согласно которому все компенсационные выплаты по договору аренды (суммы коммунальных услуг, земельного налога, налога на недвижимость и т.п.), которые получал арендодатель от арендатора, облагались НДС. Свидетельствуют об этом разъяснения налоговиков. Так, например, в письме ГФСУ от 09.09.2014 г. № 3120/6/99-99-19-02-02-15 налоговики отмечали:

При этом суммы НДС по приобретенной электрической энергии с учетом того объема, за который арендодатель — небюджетное учреждение получает компенсацию от арендатора, такой арендодатель имеет право включить в состав налогового кредита (при условии соблюдения других требований относительно формирования налогового кредита)».

Похожая ситуация была и касательно возмещения арендодателю земельного налога и налога на недвижимость.

В подкатегории 101.02 системы «ЗІР» до 01.01.2016 г. актуальными были следующие разъяснения:

  • «В случае если арендатор возмещает налог на недвижимое имущество арендодателю согласно условиям договора аренды жилого/нежилого помещения, то данное возмещение считается частью оплаты стоимости услуг аренды, является составляющей операции по поставке услуг, а потому является объектом обложения НДС»;
  • «В случае если арендатор возмещает земельный налог арендодателю согласно условиям договора аренды нежилого помещения, то данное возмещение считается частью оплаты стоимости услуг аренды, является составляющей операции по поставке услуг, а потому является объектом обложения НДС».

Заметим: при этом налоговики говорили, что получение компенсации за понесенные расходы по уплате земельного налога нельзя расценивать как операцию по поставке услуг с целью обложения НДС, если между предприятиями заключен договор возмещения расходов на уплату земельного налога (письмо Миндоходов от 26.05.2014 г. № 9359/6/99-99-19-03-02-15).

Изменение подхода. В первом полугодии 2016 года проливным дождем на плательщиков НДС пролились разъяснения налоговиков с диаметрально противоположными выводами.

В письме ГФСУ от 19.04.2016 г. № 8815/6/99-99-19-03-02-15 контролеры категорически заявили следующее: операция по получению арендатором от арендодателя компенсации расходов за потребленные арендатором коммунальные услуги и электроэнергию не является объектом обложения НДС. Аргументируют новый подход тем, что арендодатель не осуществляет операций по поставке арендатору коммунальных услуг и электроэнергии, стоимость потребленных арендаторами коммунальных услуг и электроэнергии возмещается арендатору отдельно и не включается арендатором в состав арендной платы. Поэтому налоговые обязательства по НДС на данные операции не начисляются.

Изменился подход и касательно получения денежных средств как компенсации арендодателю понесенных расходов по уплате земельного налога и налога на недвижимое имущество. Теперь налоговики считают , что данное возмещение не является объектом обложения НДС. Соответственно, арендодатель на суммы таких компенсаций от арендатора не составляет налоговых накладных (см., например , письмо ГФСУ ЦО по ОКП от 29.04.2016 г. № 9778/10/28-10-01-03-11). Аналогичные разъяснения содержатся в письмах ГФСУ от 29.02.2016 г. № 4457/6/99-99-19-03-02-15, от 16.05.2016 г. № 10641/6/99-95-42-01-15 и ответах в подкатегории 101.02 системы «ЗІР».

На первый взгляд, новая позиция контролеров более либеральна, так как выводит из-под НДСного преса компенсационные суммы. Но здесь есть и другая сторона медали. В письме ГФСУ от 19.04.2016 г. № 8815/6/99-99-19-03-02-15 налоговики настаивают , чтобы арендодатель, включив входной НДС по коммунальным платежам, которые ему возмещаются арендатором, в налоговый кредит, не забыл начислить технические налоговые обязательства согласно п. 198.5 НКУ для нивелирования этого налогового кредита. Ведь, по словам контролеров, такие потребленные арендатором коммунальные услуги в НДСном учете арендодателя (цитируем):

«предназначаются для их использования или начинают использоваться в операциях, по которым не осуществляется начисление НДС».

Читайте также:  Большие долги за коммунальные услуги а платить нечем что делать

Налоговики, возможно, сознательно перефразировали пп.пп. «а» и «б» п. 198.5 НКУ, чтобы «подтянуть» данную норму под указанную ситуацию. Ведь если быть точными, то речь идет о назначении или начале использования товаров/услуг:

  • в операциях, не являющихся объектом обложения НДС в соответствии со ст. 196 НКУ;
  • в операциях, освобожденных от НДС согласно ст. 197, подразделу 2 р. XX НКУ, международным договорам (соглашениям).

Однако в упомянутых нормах отсутствуют операции по возмещению (компенсации) расходов по договору аренды. Поэтому формально применять нормы п. 198.5 НКУ в данной ситуации нет оснований.

Налоговики же предлагают арендодателю, воспользовавшись упомянутым пунктом, составить сводную налоговую накладную на стоимость возмещенной арендатором коммуналки. Однако умалчивают о том, с каким же типом причины ее составлять. Ведь тип причины, как известно, зависит от назначения (использования) приобретенных товаров/услуг:

  • 04 — для непроизводственного использования;
  • 08 — для операций, не являющихся объектом обложения НДС;
  • 09 — для операций, освобожденных от обложения НДС;
  • 13 — для использования не в хозяйственной деятельности.

В упомянутом же случае налоговики вывели компенсационные суммы по договору аренды из-под объекта налогообложения. Поэтому, казалось бы, лучше всего для таких сумм подойдет сводная налоговая накладная с типом причины 08. Вот только данный тип причины прочно связан с пп. «а» п. 198.5 НКУ, в котором, как отмечалось ранее, речь идет об операциях, не являющихся объектом обложения НДС согласно ст. 196 НКУ. А в этой статье о таких компенсационных суммах — ни слова.

Позиция редакции. Когда речь идет о возмещении расходов, то действительно можно говорить об отсутствии объекта обложения НДС. Но в ситуации с компенсационными выплатами по договору аренды обоснованно доказать, что данные суммы не являются частью компенсации стоимости аренды, практически невозможно. Посудите сами.

Базу обложения НДС операций по поставке товаров/услуг определяют, исходя из их договорной стоимости с учетом общегосударственных налогов и сборов (п. 188.1 НКУ). Вместе с тем в состав договорной (контрактной) стоимости включаются какие-либо суммы денежных средств, стоимость материальных и нематериальных активов, которые передаются налогоплательщику непосредственно покупателем или через любое третье лицо в связи с компенсацией стоимости товаров/услуг. За исключением:

Поскольку земельный налог и налог на недвижимость относятся к местным, а не общегосударственным налогам (ст. 10 НКУ), то согласно абз. 1 п. 188.1 НКУ в базу обложения НДС они не попадают.

Однако суммы земельного налога и налога на недвижимость, компенсация которых предусмотрена договором аренды, по нашему мнению, относятся к тем «каким-либо суммам денежных средств, которые непосредственно передаются налогоплательщику покупателем». То есть эти суммы увеличивают базу обложения НДС на основании абз. 5 п. 188.1 НКУ.

Итак, для арендодателя — плательщика НДС изменение подхода налоговиков относительно обложения НДС компенсации арендатором коммунальных услуг по договору аренды не существенно повлияет на НДСный учет. Ведь ранее он начислял НДС на эти суммы при предоставлении услуг аренды в общем порядке, а теперь налоговики хотят видеть технические налоговые обязательства, начисленные для компенсации ранее показанного налогового кредита. Выигрывает от изменения подхода только арендодатель в части выведения из-под НДСного пресса сумм компенсации земельного налога и налога на недвижимое имущество, так как налоговые обязательства на данные суммы он обязан был начислять, а налоговый кредит по ним отсутствует.

Существует ли право на налоговый кредит у арендатора

Конечно, если арендодатель прислушается к контролерам, и не будет начислять НДС на данные суммы, то о налоговом кредите арендатор может забыть. Ибо без составленной и зарегистрированной в ЕРНН арендодателем — плательщиком НДС налоговой накладной на данные суммы отсутствует налоговый кредит.

Если же арендодатель — не сторонник подхода контролеров (как в нашем случае), то, считаем, шансы на налоговый кредит у арендатора есть. Вот только, скорее всего, необходимо будет отстаивать это право в суде. Конечно, можно надеяться, что фискалы опять передумают…

Итак, как в данных условиях защитить свое право на налоговый кредит.

Аргументацию касательно правомерности начисления налоговых обязательств арендодателем на компенсационные суммы мы привели ранее. Что касается отражения таких сумм НДС в налоговом кредите арендатора, то здесь работают общие нормы. А именно — согласно п. 198.3 НКУ, налоговый кредит отчетного периода определяется исходя из договорной (контрактную) стоимость товаров/услуг и состоит из сумм налогов, начисленных (уплаченных) налогоплательщиком в течение данного отчетного периода в связи с приобретением или изготовлением товаров/услуг. Как мы уже подчеркивали , компенсационные суммы для НДСных целей, согласно п. 188.1 НКУ, включаются в договорную (контрактную) стоимость услуг, то есть являются частью арендной платы. Поэтому, получив арендные услуги, арендатор вправе показать налоговый кредит на всю сумму входного НДС, зафиксированную арендодателем в зарегистрированной в ЕРНН налоговой накладной.

К тому же здесь можно прибегнуть к пп. 4.1.4 НКУ, которым установлена презумпция правомерности решений налогоплательщика. Предусмотрено, что данный принцип работает, когда норма закона или другого нормативно-правового акта, изданного на основании закона, или если нормы разных законов или разных нормативно-правовых актов допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей налогоплательщиков или контролирующих органов, вследствие чего есть возможность принять решение в пользу как налогоплательщика, так и контролирующего органа. То есть речь идет как раз о данном случае. Об этом ярко свидетельствуют разъяснения налоговиков, в которых одни и те же нормы НКУ они трактуют в разное время по-разному.

Источник: www.dt-kt.com

Рейтинг
Загрузка ...