Вывоз мусора и твердых бытовых отходов в частном секторе, правила обращения с ТКО в 2022 году
Твёрдые бытовые отходы (по правилам, действующим в 2021 году, они называются Твёрдые коммунальные отходы или ТКО) – одна из ключевых экологических проблем человеческого общества. До недавнего времени, пока не ввели новые правила обращения с ТКО (это произошло в 2019 году), вывоз мусора и твердых бытовых отходов в частном секторе регулировалось небрежно. Жители городских и сельских многоэтажек полагались на коммунальные службы и не участвовали в процессе сбора и хранения ТКО. В сельской местности отсутствие общих правил приводило к спонтанным свалкам. В лесополосах, по обочинам дорог, прямо за территориями посёлков и на берегах рек росли горы мусора, угрожая здоровью людей, нарушая экологию и эстетический вид местности.
Современная «мусорная реформа» закрепила ряд правил вывоза ТБО в частном секторе. В 2021-м году, вместе с изменениями для многоэтажного жилого сектора, в Жилищном кодексе появились статьи, по которым владелец частного дома не может сам заниматься утилизацией бытового мусора свой хлам. Для него введена коммунальная услуга. Чтобы не нарваться на штраф, нужно знать свои права и обязанности, представлять, какие есть способы утилизации твердых бытовых отходов для частного сектора.
ФЗ 89 О вывозе Твердых Коммунальных Отходов
Твердые отходы, что относится к ТКО
Чем выше плотность населения – тем больше мусора нужно вывозить и утилизировать. До 2014 года в России учитывались так называемые «твёрдые бытовые отходы». С 1 января 2019 года, «мусорная реформа» не только ввела ряд изменений касающихся тарифов на вывоз мусора и услуг операторов по обращению с ТКО, но и определила, что такое твёрдые коммунальные отходы. К ним относится весь хлам от процесса жизнедеятельности частных лиц или организации:
- остатки пищи;
- скошенная трава, растения;
- грязь из колодцев и канализаций;
- мусор с улиц;
- макулатура;
- пластик, стекло, керамика;
- мебель;
- текстильный утиль, обувь;
- электро- и механические бытовые приборы;
- отходы строек;
- химия, лаки, краски.
Всё, что мы выбрасываем за ненадобностью, объединяет понятие – ТКО. Не включается в это понятие лишь мусор промышленных предприятий.
Вывоз ТКО в сельской местности, в поселениях, деревнях, селах — правила
По Федеральному Закону «Об отходах производства и потребления» за утилизацию всего хлама от частного жилья, отвечает местный орган власти. Если у нас имеется ТСЖ (товарищество собственников жилья), ответственным лицом становится ТСЖ. Владельцы наделов складывают свой мусор в места, которые указывает управление ТСЖ.
Если у нас нет подобной организации, ТБО необходимо относить на контейнерную площадку, место которой официально утверждено исполнительной властью, либо упаковывать в ёмкости, которые предоставляет региональный оператор по вывозу ТБО. Оператор становится ответственным за ваш мусор лишь после того, как загрузит его в свой мусоровоз. Вот такие вот правила вывоза ТКО в сельской местности, в деревнях и селах действуют с 1 января 2019 года.
Повторный отказ в перерасчете услуг за вывоз мусора
Контейнерное складирование отходов подразумевает сортировку. Биологический мусор, помои, органика складываются отдельно. Они привлекают крыс и птиц, становясь источником биологического заражения, поэтому вывозятся в первую очередь. Хлам, который не требует спешной утилизации, скапливается отдельно.
Контролировать качество услуг компании, которая вывозит ТКО – гражданский долг каждого собственника или арендатора. Если услуги оказываются небрежно, нерегулярно, вообще не оказываются, следует подать жалобу в Роскомнадзор или районную прокуратуру. Обычно мы любим громко возмущаться, но из лени ограничиваемся словесным выражением протеста. Если вместо «ора» использовать своё право и вовремя информировать власти о нарушениях – польза окажется в разы больше.
Где и как хранить мусор?
По традиции, на территории частного сектора выделяется площадка, оборудованная ёмкостями для сбора мусора. Минус такого способа – вероятность, что кто-то будет сваливать на площадку предметы, не относящиеся к ТКО.
Другой вариант: каждый владелец участка сам оборудует на своей территории место для хранения отходов, на удалении от источников воды, жилой зоны и грядок. Оно должно быть:
- доступным для вывоза хлама;
- оборудовано герметичными контейнерами;
- соответствовать объёму, рассчитанному по количеству проживающих людей.
Кто с кем заключает договор на утилизацию отходов?
По новому закону, за вывоз и утилизацию отвечают выбранные конкурсом региональные операторы. Договор на утилизацию отходов заключается между ними и местной властью. Оператор обязан предоставить собственникам частных наделов бланки договора, где указано, какие услуги он предоставляет. Даже если владелец земли не подписывает такой бланк – услуга вступает в силу и придётся платить за вывоз ТКО.
Если местная исполнительная власть не заключила договор с организацией, ответственной за вывоз ТКО, хозяин участка имеет право сам подобрать лицензированную компанию и заключить с ней договор на вывоз своего хлама. В тексте указываются реквизиты и название оператора, паспортные данные владельца участка, обязанности обеих сторон, место складирования мусора перед вывозом, срок действия договора, число, подписи сторон. Сведения об этом закреплены ФЗ «Об отходах. », № 89-ФЗ. Статья 24.7, пункт пятый.
Если срок договора истекает, но ни одна из сторон не изъявила желание расторгнуть его – договор автоматически продлевается. Если во время действия договора, собственник меняется – новый собственник начинает оплачивать услуги с момента вступления в права владения.
Тарифы на вывоз ТКО, как происходит оплата в 2021 году?
Все подсчёты лежат на государственной власти субъектов РФ. Параметры, по которым высчитывается плата за вывоз:
- число людей, постоянно или временно проживающих в доме;
- общая площадь жилья;
- удалённость от полигонов;
- объём и характер ТКО;
- сортировка или её отсутствие;
- дополнительные требования оператора.
На основании этих параметров устанавливаются тарифы на вывоз ТКО, по которым оплачиваются услуги в 2021 году. Если в доме никто не зарегистрирован, цена будет зависеть от количества собственников. Сортировка хлама играет роль лишь тогда, когда раздельный сбор мусора утверждён местной властью, для него есть отдельные контейнеры и все собственники соблюдают правила.
Для малоимущих семей предоставляются льготные тарифы. Чтобы получить компенсацию, нужно обратиться в местную социальную защиту.
Какова ответственность за нарушения?
Многие любят сжигать у себя на участке горючий мусор, ветки, старую листву. Во-первых, эта мера не освободит от оплаты за вывоз ТКО по установленному тарифу. Во-вторых, закон о противопожарной безопасности запрещает жечь кучи хлама на открытом пространстве. Ответственность за нарушения:
- несоблюдение правил обращения с ТКО – от 1 до 2 тысяч рублей;
- сжигание без предназначенной для этого ёмкости – от 1,5 до 2,5 тысяч рублей;
- накопление отходов, нарушающих санитарные нормы – от 2 до 3 тысяч рублей.
Заключение
Существует немало способов утилизировать отходы, не причиняя вред себе и окружающей среде. Остатки пищи, травы, листьев – отличное сырьё для компоста. Удобрение для грядок из него гораздо лучше любой химической подкормки. Ветки и спилы деревьев пойдут на растопку, а в измельчённом виде сыграют роль укрывающего слоя при посадках. Если есть возможность вывозить и сдавать во вторсырьё бумагу, железо, пластик – за это можно получить деньги.
Правильное хозяйствование уменьшает количество проблем. Неправильное – серьёзно нарушает качество жизни. Уродливые, вонючие свалки в лесопосадках, на окраинах посёлков, гниют, отравляют грунтовые воды и почву. Дожди и ветра возвращают вредные вещества на наши участки. Подобного круговорота легко избежать, научившись обращаться с побочными продуктами жизнедеятельности.
ИсточникКак юрлицам сэкономить на плате за вывоз ТКО: правовые и финансовые механизмы
По стране шагает полномасштабная реформа по обращению с отходами, которая затрагивает в первую очередь сегмент твердых коммунальных отходов. Несмотря на то, что общие контуры реформы стали понятны еще в 2015 г., с принятием 29 декабря 2014 г. «революционного» 458-ФЗ [1], для большинства отходообразователей и в 2019 г. это оказалось большим сюрпризом. Предлагаем на примере Калининградской области посмотреть, как обстоят дела с данной реформой на настоящем этапе и почему именно такой заголовок вынесен в название статьи.
В Калининградской области с 1 января 2019 г., так же, как и во многих других регионах России, начал работу региональный оператор по обращению с ТКО, которым стало государственное предприятие Калининградской области «Единая система обращения с отходами» (далее – РО).
Новая система обращения с ТКО у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей вызвала реакцию, близкую к панике. Отчасти это было связано с отсутствием информации и информационной подготовки реформы. Причиной для возмущения первоначально называлось то, что власти резко повысили тарифы на обращение с ТКО.
Однако по мере выяснения обстоятельств стало ясно, что не в тарифе дело, так как тариф в нашем регионе оказался достаточно комфортным. К тому же, если раньше меры тарифного государственного регулирования касались только размещения отходов на полигонах, то теперь мы видим принципиально новый тариф, который включает в себя гораздо большее количество опций. После длительных консультаций предпринимательского сообщества с региональным Министерством природных ресурсов и экологии и РО по ТКО были выявлены узкие места ценообразования услуги по обращению с ТКО, которые связаны в первую очередь с недостаточными количеством и полнотой законов и подзаконных актов, а также вопросами правоприменения уже имеющейся нормативной базы. В итоге необходимо остановиться на двух основных аспектах: это способ начисления платы за услугу по обращению с ТКО и нормативы накопления ТКО.
Одним из основных документов, регламентирующих взаимоотношения РО и потребителей услуг, является Постановление Правительства РФ № 505 от 03.06.2016 [2]. Так, оно включает в себя два способа заключения договоров с отходообразователями – юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а именно начисление по нормативу накопления и начисление по фактическому объему, т. е. по количеству и объему контейнеров, используемых хозяйствующими субъектами.
Однако ни это постановление, ни другие регламентирующие документы не дают однозначного ответа на вопрос, кто имеет право или кто должен выбрать способ начисления платы за услугу по обращению с ТКО – исполнитель (РО) или заказчик (отходообразователь); также не отвечает на этот вопрос типовой договор, который утверждается этим постановлением. В итоге мы столкнулись с тем, что РО самостоятельно выбрал единственный способ начисления платы за обращение с ТКО исключительно по нормативу накопления. Мотивы такого поступка понятны, однако ни в одном федеральном и региональном нормативном акте нет указания на то, что данное право является эксклюзивным для РО. Поскольку, например, предпринимательское сообщество настаивало на том, что если никто не обладает исключительным правом выбора объекта, то тогда именно отходообразователь, как заказчик услуги, может выбрать, по какой системе ему должны начислять плату за обращение с ТКО. Соответственно, если бы отходообразователь заключал договор по фактическому накоплению, то стоимость обращения с ТКО у организаций поменялась бы не слишком заметно.
Таким образом, федеральное законодательство в области обращения с ТКО нуждается в дальнейшем развитии. Необходимо исчерпывающе ответить на вопрос о том, кто выбирает способ начисления платы за услугу.
В Калининградской области профильное министерство такой выход нашло. На региональном уровне был принят Порядок накопления ТКО, в том числе раздельного накопления ТКО [3]. В связи с принятием Порядка однозначно можно говорить лишь об одном легальном способе уменьшения обязательных платежей за обращение с ТКО, а именно: о внедрении раздельного сбора ТКО на предприятиях, так как иные способы, такие как произвольное уменьшение количества сотрудников или площадей, являются незаконными и годятся только до первой проверки.
Итак, как выглядит структура мероприятий, направленных на организацию раздельного накопления ТКО и перехода оплаты с норматива накопления на фактический объем? (Именно объем, так как взвешивание отходов нормативными актами не предусмотрено и прием отходов по весу относится только к деятельности операторов по перевозке ТКО, где взвешивание осуществляется при выгрузке отходов на полигон). Во-первых, организации необходимо обустроить контейнерную площадку в соответствии с требованиями санитарного законодательства, а также установить на ней контейнеры для раздельного накопления отходов.
При этом нигде не прописано, на сколько фракций необходимо делить отходы. Поэтому в качестве рабочей модели применяется деление на две или три фракции: полимеры, бумага и иногда стекло. Во-вторых, необходимо зарегистрировать площадку в органах местной власти в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1039 от 31.08.2018 [4].
При этом непосредственное взаимодействие с органами Роспотребнадзора осуществляет сам муниципалитет. В-третьих, необходимо разработать внутренние инструкции по организации раздельного накопления ТКО, довести их до персонала и назначить ответственного за раздельное накопление отходов. При этом следует учитывать требования статьи 15 федерального закона № 89-ФЗ, т. е. такой сотрудник должен пройти обязательное повышение квалификации по обращению с отходами.
Четвертым шагом является заключение договора на утилизацию отходов с непосредственным переработчиком отходов и дальнейшая сдача отходов на утилизацию. Здесь мы видим две организационные сложности.
Во-первых, пока непонятно, как отходообразователь будет определять, является ли организация, с которой он заключил договор на утилизацию, переработчиком, поскольку в результате раздельного накопления появляются отходы 5-го класса опасности, а для обращения с ними лицензия не требуется. Во-вторых, как оформлять данные операции? Понятно, что стандартным актом приема-передачи отходов дело не должно ограничиваться, так как он фиксирует только факт передачи. Существует версия, что документом, подтверждающим утилизацию, является стандартный неунифицированный акт выполненных работ, который применяется для бухгалтерского оформления хозяйственных операций, но мы считаем, что это неправильно с точки зрения природоохранного законодательства. Поэтому в данном случае должны применяться нормы, аналогичные порядку оформления достижения нормативов утилизации отходов, изложенные в статье 24.5 Федерального закона № 89-ФЗ «Экологический сбор» [5] с использованием унифицированного акта утилизации отходов, рекомендованного Росприроднадзором.
Главным недостатком данной системы является то, что она неприменима для предприятий, относящихся к категориям малых и микропредприятий, поскольку ключевым условием для раздельного накопления ТКО является наличие контейнерной площадки, а у большинства малых и микропредприятий собственных площадок нет. Поэтому для них пока не предусмотрена возможность перехода на оплату услуг РО по фактическому накоплению ТКО, и именно это направление является ближайшим для рассмотрения органами власти с целью принятия нормативных актов, дающих малым предприятиям возможность участвовать в раздельном накоплении ТКО.
Вышеизложенное касается реализации мероприятий, которые большинство предприятий может провести самостоятельно. Однако вторым направлением, для которого необходимо выступать с консолидированной позицией и которое может повлиять на уменьшение платы за ТКО для хозяйствующих субъектов, является пересмотр и диверсификация нормативов накопления ТКО.
Как уже говорилось выше, основной претензией отходообразователей является не сам тариф, а способ начисления и величина норматива накопления. Нормативы накопления не учитывают множество факторов. В первую очередь это касается компаний производственного сектора – промышленности и сельского хозяйства, поскольку для всех предприятий и учреждений утвержден только один норматив и один физический показатель. Так, например, в Калининградской области масштабная работа ведется Союзом «Калининградская торгово-промышленная палата», которая, собственно, и объединяет подавляющее большинство производственных предприятий региона.
Например, нормативы накопления не учитывают такие факторы, как организация питания сотрудников. Ведь если сотрудники берут еду из дома или покупают в магазине, то объем ТКО, образующихся на предприятии, увеличивается. Если питание происходит в столовых, то это в несколько раз сокращает объемы ТКО, так как столовые генерируют другие виды отходов, не относящиеся к ТКО. Или сельхозпредприятия, где имеет место сезонность работы и, соответственно, устойчивое и повторяющееся изменение количества персонала. Или организации, где у сотрудников разъездной характер работы и имеется ряд других факторов.
Вторым фактором выступает научная обоснованность величины норматива накопления отходов для разных сфер деятельности. В Калининградской области на старте новой системы по обращению с ТКО были характерны случаи, когда по различным причинам для организаций, финансируемых из бюджетов различных уровней, были оперативно снижены нормативы накопления ТКО [6].
Это касалось школ, детских садов, учреждений культуры и в принципе поставило вопрос об обоснованности нормативов. В случае с организациями, относящимися к отраслям народного хозяйства, в некоторой степени трудно объяснить, почему, например, у городских автомастерских норматив накопления ТКО 781 кг/год на одного сотрудника, а для всех остальных организаций 176 кг/год. Для сравнения: норматив на одного учащегося школы – 18,9 кг/год. В связи с этим возникает резонный вопрос: чем так сильно отличается работник автосервиса, что генерирует в четыре раза больше ТКО, чем обычный офисный сотрудник или рабочий завода?
Подытоживая сказанное, можно сделать следующие выводы. Общая тенденция реформирования системы обращения с отходами направлена на создание современной и экологически безопасной модели обращения с отходами и на вовлечение отходов во вторичный оборот, а следовательно, сокращение отходов, направляемых на захоронение.
Законодательная база и применительная практика только начали формироваться и нуждаются в длительной и кропотливой работе по приведению новой системы к – не побоимся этого слова – справедливой модели оплаты услуг. В том числе для ликвидации различных лазеек, которые могут использовать недобросовестные отходообразователи, и поощрения раздельного сбора отходов. Уже сейчас существуют механизмы уменьшения обязательных платежей, которые, при приложении единоразово определенных усилий, позволят экономить существенные суммы на оплату услуги по обращению с ТКО. Самостоятельно ни одно предприятие не осилит весь путь по формированию справедливой системы оплаты, поэтому необходимо активное участие предпринимательских и отраслевых сообществ для ведения законодательной работы и формирования и обобщения применительной практики.
Литература
- Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон “Об отходах производства и потребления”, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» от 29.12.2014 № 458-ФЗ.
- Постановление Правительства РФ от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов».
- Постановление Правительства Калининградской области от 16.05.2019 № 343 «Об утверждении порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Калининградской области и признании утратившим силу постановления Правительства Калининградской области от 28 сентября 2017 года № 519».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра».
- Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ.
- Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14.05.2018 № 218 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Калининградской области и признании утратившим силу Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 4 мая 2018 года № 203 (с изменениями на 5 апреля 2019 года)».
М. В. Балановский, председатель Комитета по экологии и природопользованию Союза «Калининградская торгово-промышленная палата»
С. О. Лавриненко, председатель саморегулируемой организации «Региональный Союз переработчиков отходов Калининградской области»
Источник