Вывоз твердых бытовых отходов это коммунальные услуги

Вывоз мусора и твердых бытовых отходов в частном секторе, правила обращения с ТКО в 2022 году

Твёрдые бытовые отходы (по правилам, действующим в 2021 году, они называются Твёрдые коммунальные отходы или ТКО) – одна из ключевых экологических проблем человеческого общества. До недавнего времени, пока не ввели новые правила обращения с ТКО (это произошло в 2019 году), вывоз мусора и твердых бытовых отходов в частном секторе регулировалось небрежно. Жители городских и сельских многоэтажек полагались на коммунальные службы и не участвовали в процессе сбора и хранения ТКО. В сельской местности отсутствие общих правил приводило к спонтанным свалкам. В лесополосах, по обочинам дорог, прямо за территориями посёлков и на берегах рек росли горы мусора, угрожая здоровью людей, нарушая экологию и эстетический вид местности.

Современная «мусорная реформа» закрепила ряд правил вывоза ТБО в частном секторе. В 2021-м году, вместе с изменениями для многоэтажного жилого сектора, в Жилищном кодексе появились статьи, по которым владелец частного дома не может сам заниматься утилизацией бытового мусора свой хлам. Для него введена коммунальная услуга. Чтобы не нарваться на штраф, нужно знать свои права и обязанности, представлять, какие есть способы утилизации твердых бытовых отходов для частного сектора.

ФЗ 89 О вывозе Твердых Коммунальных Отходов

Твердые отходы, что относится к ТКО

Чем выше плотность населения – тем больше мусора нужно вывозить и утилизировать. До 2014 года в России учитывались так называемые «твёрдые бытовые отходы». С 1 января 2019 года, «мусорная реформа» не только ввела ряд изменений касающихся тарифов на вывоз мусора и услуг операторов по обращению с ТКО, но и определила, что такое твёрдые коммунальные отходы. К ним относится весь хлам от процесса жизнедеятельности частных лиц или организации:

  • остатки пищи;
  • скошенная трава, растения;
  • грязь из колодцев и канализаций;
  • мусор с улиц;
  • макулатура;
  • пластик, стекло, керамика;
  • мебель;
  • текстильный утиль, обувь;
  • электро- и механические бытовые приборы;
  • отходы строек;
  • химия, лаки, краски.

Всё, что мы выбрасываем за ненадобностью, объединяет понятие – ТКО. Не включается в это понятие лишь мусор промышленных предприятий.

Вывоз ТКО в сельской местности, в поселениях, деревнях, селах — правила

По Федеральному Закону «Об отходах производства и потребления» за утилизацию всего хлама от частного жилья, отвечает местный орган власти. Если у нас имеется ТСЖ (товарищество собственников жилья), ответственным лицом становится ТСЖ. Владельцы наделов складывают свой мусор в места, которые указывает управление ТСЖ.

Если у нас нет подобной организации, ТБО необходимо относить на контейнерную площадку, место которой официально утверждено исполнительной властью, либо упаковывать в ёмкости, которые предоставляет региональный оператор по вывозу ТБО. Оператор становится ответственным за ваш мусор лишь после того, как загрузит его в свой мусоровоз. Вот такие вот правила вывоза ТКО в сельской местности, в деревнях и селах действуют с 1 января 2019 года.

Повторный отказ в перерасчете услуг за вывоз мусора

Контейнерное складирование отходов подразумевает сортировку. Биологический мусор, помои, органика складываются отдельно. Они привлекают крыс и птиц, становясь источником биологического заражения, поэтому вывозятся в первую очередь. Хлам, который не требует спешной утилизации, скапливается отдельно.

Контролировать качество услуг компании, которая вывозит ТКО – гражданский долг каждого собственника или арендатора. Если услуги оказываются небрежно, нерегулярно, вообще не оказываются, следует подать жалобу в Роскомнадзор или районную прокуратуру. Обычно мы любим громко возмущаться, но из лени ограничиваемся словесным выражением протеста. Если вместо «ора» использовать своё право и вовремя информировать власти о нарушениях – польза окажется в разы больше.

Где и как хранить мусор?

По традиции, на территории частного сектора выделяется площадка, оборудованная ёмкостями для сбора мусора. Минус такого способа – вероятность, что кто-то будет сваливать на площадку предметы, не относящиеся к ТКО.

Другой вариант: каждый владелец участка сам оборудует на своей территории место для хранения отходов, на удалении от источников воды, жилой зоны и грядок. Оно должно быть:

  • доступным для вывоза хлама;
  • оборудовано герметичными контейнерами;
  • соответствовать объёму, рассчитанному по количеству проживающих людей.

Кто с кем заключает договор на утилизацию отходов?

По новому закону, за вывоз и утилизацию отвечают выбранные конкурсом региональные операторы. Договор на утилизацию отходов заключается между ними и местной властью. Оператор обязан предоставить собственникам частных наделов бланки договора, где указано, какие услуги он предоставляет. Даже если владелец земли не подписывает такой бланк – услуга вступает в силу и придётся платить за вывоз ТКО.

Читайте также:  Положены ли инвалидам льготы по оплате за коммунальные услуги

Если местная исполнительная власть не заключила договор с организацией, ответственной за вывоз ТКО, хозяин участка имеет право сам подобрать лицензированную компанию и заключить с ней договор на вывоз своего хлама. В тексте указываются реквизиты и название оператора, паспортные данные владельца участка, обязанности обеих сторон, место складирования мусора перед вывозом, срок действия договора, число, подписи сторон. Сведения об этом закреплены ФЗ «Об отходах. », № 89-ФЗ. Статья 24.7, пункт пятый.

Если срок договора истекает, но ни одна из сторон не изъявила желание расторгнуть его – договор автоматически продлевается. Если во время действия договора, собственник меняется – новый собственник начинает оплачивать услуги с момента вступления в права владения.

Тарифы на вывоз ТКО, как происходит оплата в 2021 году?

Все подсчёты лежат на государственной власти субъектов РФ. Параметры, по которым высчитывается плата за вывоз:

  • число людей, постоянно или временно проживающих в доме;
  • общая площадь жилья;
  • удалённость от полигонов;
  • объём и характер ТКО;
  • сортировка или её отсутствие;
  • дополнительные требования оператора.

На основании этих параметров устанавливаются тарифы на вывоз ТКО, по которым оплачиваются услуги в 2021 году. Если в доме никто не зарегистрирован, цена будет зависеть от количества собственников. Сортировка хлама играет роль лишь тогда, когда раздельный сбор мусора утверждён местной властью, для него есть отдельные контейнеры и все собственники соблюдают правила.

Для малоимущих семей предоставляются льготные тарифы. Чтобы получить компенсацию, нужно обратиться в местную социальную защиту.

Какова ответственность за нарушения?

Многие любят сжигать у себя на участке горючий мусор, ветки, старую листву. Во-первых, эта мера не освободит от оплаты за вывоз ТКО по установленному тарифу. Во-вторых, закон о противопожарной безопасности запрещает жечь кучи хлама на открытом пространстве. Ответственность за нарушения:

  • несоблюдение правил обращения с ТКО – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • сжигание без предназначенной для этого ёмкости – от 1,5 до 2,5 тысяч рублей;
  • накопление отходов, нарушающих санитарные нормы – от 2 до 3 тысяч рублей.

Заключение

Существует немало способов утилизировать отходы, не причиняя вред себе и окружающей среде. Остатки пищи, травы, листьев – отличное сырьё для компоста. Удобрение для грядок из него гораздо лучше любой химической подкормки. Ветки и спилы деревьев пойдут на растопку, а в измельчённом виде сыграют роль укрывающего слоя при посадках. Если есть возможность вывозить и сдавать во вторсырьё бумагу, железо, пластик – за это можно получить деньги.

Правильное хозяйствование уменьшает количество проблем. Неправильное – серьёзно нарушает качество жизни. Уродливые, вонючие свалки в лесопосадках, на окраинах посёлков, гниют, отравляют грунтовые воды и почву. Дожди и ветра возвращают вредные вещества на наши участки. Подобного круговорота легко избежать, научившись обращаться с побочными продуктами жизнедеятельности.

Источник

Как юрлицам сэкономить на плате за вывоз ТКО: правовые и финансовые механизмы

По стране шагает полномасштабная реформа по обращению с отходами, которая затрагивает в первую очередь сегмент твердых коммунальных отходов. Несмотря на то, что общие контуры реформы стали понятны еще в 2015 г., с принятием 29 декабря 2014 г. «революционного» 458-ФЗ [1], для большинства отходообразователей и в 2019 г. это оказалось большим сюрпризом. Предлагаем на примере Калининградской области посмотреть, как обстоят дела с данной реформой на настоящем этапе и почему именно такой заголовок вынесен в название статьи.

В Калининградской области с 1 января 2019 г., так же, как и во многих других реги­онах России, начал работу ре­гиональный оператор по обра­щению с ТКО, которым стало госу­дарственное предприятие Калинин­градской области «Единая система обращения с отходами» (далее – РО).

Новая система обращения с ТКО у юридических лиц и индивидуаль­ных предпринимателей вызвала ре­акцию, близкую к панике. Отча­сти это было связано с отсутствием информации и информационной подготовки реформы. Причиной для возмущения первоначально на­зывалось то, что власти резко повы­сили тарифы на обращение с ТКО.

Однако по мере выяснения обсто­ятельств стало ясно, что не в тарифе дело, так как тариф в нашем регионе оказался достаточно ком­фортным. К тому же, если раньше меры тарифного государственно­го регулирования касались только размещения отходов на полигонах, то теперь мы видим принципиаль­но новый тариф, который вклю­чает в себя гораздо большее коли­чество опций. После длительных консультаций предпринимательско­го сообщества с региональным Ми­нистерством природных ресурсов и экологии и РО по ТКО были выяв­лены узкие места ценообразования услуги по обращению с ТКО, кото­рые связаны в первую очередь с не­достаточными количеством и пол­нотой законов и подзаконных актов, а также вопросами правопримене­ния уже имеющейся нормативной базы. В итоге необходимо остано­виться на двух основных аспектах: это способ начисления платы за ус­лугу по обращению с ТКО и норма­тивы накопления ТКО.

Читайте также:  Какой доход нужен для получения субсидии на оплату коммунальных услуг

Одним из основных документов, регламентирующих взаимоотноше­ния РО и потребителей услуг, явля­ется Постановление Правительства РФ № 505 от 03.06.2016 [2]. Так, оно включает в себя два способа заклю­чения договоров с отходообразователями – юридическими лицами и ин­дивидуальными предпринимателями, а именно начисление по нормативу накопления и начисление по факти­ческому объему, т. е. по количеству и объему контейнеров, используемых хозяйствующими субъектами.

Од­нако ни это постановление, ни дру­гие регламентирующие документы не дают однозначного ответа на во­прос, кто имеет право или кто должен выбрать способ начисления платы за услугу по обращению с ТКО – ис­полнитель (РО) или заказчик (отхо­дообразователь); также не отвечает на этот вопрос типовой договор, кото­рый утверждается этим постановле­нием. В итоге мы столкнулись с тем, что РО самостоятельно выбрал един­ственный способ начисления платы за обращение с ТКО исключитель­но по нормативу накопления. Моти­вы такого поступка понятны, однако ни в одном федеральном и региональ­ном нормативном акте нет указания на то, что данное право является экс­клюзивным для РО. Поскольку, например, предпринимательское сооб­щество настаивало на том, что если никто не обладает исключительным правом выбора объекта, то тогда именно отходообразователь, как за­казчик услуги, может выбрать, по ка­кой системе ему должны начислять плату за обращение с ТКО. Соответ­ственно, если бы отходообразователь заключал договор по фактическому накоплению, то стоимость обраще­ния с ТКО у организаций поменялась бы не слишком заметно.

Таким образом, федеральное за­конодательство в области обраще­ния с ТКО нуждается в дальнейшем развитии. Необходимо исчерпыва­юще ответить на вопрос о том, кто выбирает способ начисления платы за услугу.

В Калининградской области про­фильное министерство такой выход нашло. На региональном уровне был принят Порядок накопления ТКО, в том числе раздельного накопления ТКО [3]. В связи с принятием Поряд­ка однозначно можно говорить лишь об одном легальном способе умень­шения обязательных платежей за об­ращение с ТКО, а именно: о внедрении раздельного сбора ТКО на предпри­ятиях, так как иные способы, такие как произвольное уменьшение ко­личества сотрудников или площа­дей, являются незаконными и годят­ся только до первой проверки.

Итак, как выглядит структура ме­роприятий, направленных на орга­низацию раздельного накопления ТКО и перехода оплаты с норматива накопления на фактический объем? (Именно объем, так как взвешива­ние отходов нормативными актами не предусмотрено и прием отходов по весу относится только к деятель­ности операторов по перевозке ТКО, где взвешивание осуществляется при выгрузке отходов на полигон). Во-первых, организации необходи­мо обустроить контейнерную пло­щадку в соответствии с требовани­ями санитарного законодательства, а также установить на ней контейне­ры для раздельного накопления от­ходов.

При этом нигде не прописа­но, на сколько фракций необходимо делить отходы. Поэтому в качестве рабочей модели применяется деле­ние на две или три фракции: полиме­ры, бумага и иногда стекло. Во-вто­рых, необходимо зарегистрировать площадку в органах местной вла­сти в соответствии с Постановле­нием Правительства РФ № 1039 от 31.08.2018 [4].

При этом непосред­ственное взаимодействие с органа­ми Роспотребнадзора осуществля­ет сам муниципалитет. В-третьих, необходимо разработать внутрен­ние инструкции по организации раздельного накопления ТКО, до­вести их до персонала и назначить ответственного за раздельное нако­пление отходов. При этом следует учитывать требования статьи 15 фе­дерального закона № 89-ФЗ, т. е. та­кой сотрудник должен пройти обя­зательное повышение квалификации по обращению с отходами.

Четвертым шагом является за­ключение договора на утилизацию отходов с непосредственным пере­работчиком отходов и дальнейшая сдача отходов на утилизацию. Здесь мы видим две организационные сложности.

Во-первых, пока непонятно, как отходообразователь будет определять, является ли организа­ция, с которой он заключил дого­вор на утилизацию, переработчиком, поскольку в результате раздельно­го накопления появляются отходы 5-го класса опасности, а для обраще­ния с ними лицензия не требуется. Во-вторых, как оформлять данные операции? Понятно, что стандарт­ным актом приема-передачи отхо­дов дело не должно ограничивать­ся, так как он фиксирует только факт передачи. Существует версия, что документом, подтверждающим утилизацию, является стандартный неунифицированный акт выполнен­ных работ, который применяется для бухгалтерского оформления хозяйственных операций, но мы счи­таем, что это неправильно с точки зрения природоохранного законода­тельства. Поэтому в данном случае должны применяться нормы, ана­логичные порядку оформления до­стижения нормативов утилизации отходов, изложенные в статье 24.5 Федерального закона № 89-ФЗ «Эко­логический сбор» [5] с использова­нием унифицированного акта ути­лизации отходов, рекомендованного Росприроднадзором.

Главным недостатком данной си­стемы является то, что она неприме­нима для предприятий, относящихся к категориям малых и микропред­приятий, поскольку ключевым ус­ловием для раздельного накопления ТКО является наличие контейнер­ной площадки, а у большинства ма­лых и микропредприятий собствен­ных площадок нет. Поэтому для них пока не предусмотрена возможность перехода на оплату услуг РО по фак­тическому накоплению ТКО, и имен­но это направление является бли­жайшим для рассмотрения органами власти с целью принятия норматив­ных актов, дающих малым предпри­ятиям возможность участвовать в раздельном накоплении ТКО.

Читайте также:  Если не оплатить коммунальные услуги до 25 числа

Вышеизложенное касается ре­ализации мероприятий, которые большинство предприятий может провести самостоятельно. Однако вторым направлением, для которо­го необходимо выступать с консоли­дированной позицией и которое мо­жет повлиять на уменьшение платы за ТКО для хозяйствующих субъек­тов, является пересмотр и диверси­фикация нормативов накопления ТКО.

Как уже говорилось выше, основ­ной претензией отходообразовате­лей является не сам тариф, а способ начисления и величина норматива накопления. Нормативы накопления не учитывают множество фак­торов. В первую очередь это каса­ется компаний производственного сектора – промышленности и сель­ского хозяйства, поскольку для всех предприятий и учреждений утвер­жден только один норматив и один физический показатель. Так, напри­мер, в Калининградской области масштабная работа ведется Сою­зом «Калининградская торгово-про­мышленная палата», которая, соб­ственно, и объединяет подавляющее большинство производственных предприятий региона.

Например, нормативы накопле­ния не учитывают такие факторы, как организация питания сотруд­ников. Ведь если сотрудники берут еду из дома или покупают в магазине, то объем ТКО, образующихся на предприятии, увеличивается. Если питание происходит в столовых, то это в несколько раз сокраща­ет объемы ТКО, так как столовые генерируют другие виды отходов, не относящиеся к ТКО. Или сельхозпредприятия, где имеет место се­зонность работы и, соответственно, устойчивое и повторяющееся изме­нение количества персонала. Или организации, где у сотрудников разъездной характер работы и име­ется ряд других факторов.

Вторым фактором выступает науч­ная обоснованность величины норма­тива накопления отходов для разных сфер деятельности. В Калининград­ской области на старте новой систе­мы по обращению с ТКО были харак­терны случаи, когда по различным причинам для организаций, финан­сируемых из бюджетов различных уровней, были оперативно снижены нормативы накопления ТКО [6].

Это касалось школ, детских садов, учреждений культуры и в принципе поста­вило вопрос об обоснованности нор­мативов. В случае с организациями, относящимися к отраслям народно­го хозяйства, в некоторой степени трудно объяснить, почему, например, у городских автомастерских нор­матив накопления ТКО 781 кг/год на одного сотрудника, а для всех остальных организаций 176 кг/год. Для сравнения: норматив на одно­го учащегося школы – 18,9 кг/год. В связи с этим возникает резонный вопрос: чем так сильно отличается работник автосервиса, что генери­рует в четыре раза больше ТКО, чем обычный офисный сотрудник или ра­бочий завода?

Подытоживая сказанное, мож­но сделать следующие выводы. Об­щая тенденция реформирования системы обращения с отходами на­правлена на создание современной и экологически безопасной моде­ли обращения с отходами и на вовлечение отходов во вторичный обо­рот, а следовательно, сокращение отходов, направляемых на захоронение.

Законодательная база и при­менительная практика только на­чали формироваться и нуждаются в длительной и кропотливой рабо­те по приведению новой системы к – не побоимся этого слова – справед­ливой модели оплаты услуг. В том числе для ликвидации различных ла­зеек, которые могут использовать недобросовестные отходообразовате­ли, и поощрения раздельного сбора отходов. Уже сейчас существуют ме­ханизмы уменьшения обязательных платежей, которые, при приложении единоразово определенных усилий, позволят экономить существенные суммы на оплату услуги по обраще­нию с ТКО. Самостоятельно ни одно предприятие не осилит весь путь по формированию справедливой си­стемы оплаты, поэтому необходимо активное участие предпринима­тельских и отраслевых сообществ для ведения законодательной рабо­ты и формирования и обобщения применительной практики.

Литература

  1. Федеральный закон «О внесе­нии изменений в Федеральный за­кон “Об отходах производства и потребления”, отдельные законо­дательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодатель­ных актов) Российской Федерации» от 29.12.2014 № 458-ФЗ.
  2. Постановление Правительства РФ от 03.06.2016 № 505 «Об утверж­дении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых ком­мунальных отходов».
  3. Постановление Правитель­ства Калининградской области от 16.05.2019 № 343 «Об утвержде­нии порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на тер­ритории Калининградской области и признании утратившим силу по­становления Правительства Кали­нинградской области от 28 сентя­бря 2017 года № 519».
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил об­устройства мест (площадок) нако­пления твердых коммунальных от­ходов и ведения их реестра».
  5. Федеральный закон «Об отхо­дах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ.
  6. Приказ Министерства при­родных ресурсов и экологии Кали­нинградской области от 14.05.2018 № 218 «Об установлении нормати­вов накопления твердых коммунальных отходов на территории Кали­нинградской области и признании утратившим силу Приказа Ми­нистерства природных ресурсов и экологии Калининградской обла­сти от 4 мая 2018 года № 203 (с из­менениями на 5 апреля 2019 года)».

М. В. Балановский, председатель Комитета по экологии и природопользованию Союза «Калининградская торгово-промышленная палата»

С. О. Лавриненко, председатель саморегулируемой организации «Региональный Союз переработчиков отходов Калининградской области»

Источник
Рейтинг
Загрузка ...