Жалоба на действия жилищной инспекции Порядок обжалования решений государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее – инспекция), действий (бездействия) должностных лиц инспекции
Бездействие жилищной инспекции
Каждый собственник жилого помещения имеет право написать жалобу в жилищную инспекцию на действия или бездействие управляющей компании или ТСЖ.
Однако не все обращения граждан имеют под собой законодательное основание. Жилищная инспекция обязана течение 30 дней после обращения отреагировать на жалобу – либо провести проверку УК, либо отказать обратившемуся.
Если гражданин не получил ответ от инспекции в установленный срок, то он имеет право написать жалобу в вышестоящий орган.
Например, если бездействует районная жилищная инспекция, то необходимо обращаться в областную инспекцию, если же бездействует областная инспекция – то в Главную государственную жилищную инспекцию Российской Федерации. Наиболее эффективным является подача искового заявления в суд или прокуратуру.
В своём обращении на бездействие жилищной инспекции, гражданин (несколько граждан) должен обязательно указать номера входящих писем с жалобами в жилищную инспекцию, а также ФИО тех чиновников, которые должны были заниматься проблемой.
Если жилищные инспекторы присылали обратившемуся какие-либо ответы, то их копии также необходимо приложить. В заявлении необходимо чётко и «сухо» изложить последовательность событий, а также суть первого и последующих (если таковые были) обращений в жилищную инспекцию по месту жительства.
Вышестоящая инспекция также в 30-дневный срок обязана отреагировать на обращение граждан. Если и этого не произойдёт, то следующей инстанцией является суд.
Стоит помнить, что для того чтобы получить ответ на свой запрос в жилищной инспекции, необходимо правильно написать первоначальное заявление. Если в нём не будет указано ФИО обратившегося, а также его контактные телефон и адрес, то отсутствие письменного ответа от инспекции не будет считаться нарушением. В данном случае, гражданин нарушил нормы п. 1 ст. 11 ФЗ 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Кроме этого, в заявлении необходимо указать:
- Полный адрес то жилинспекции, которая должным образом не отреагировала на обращение гражданина (граждан)
- Ссылки на те нормы законодательства, которые были нарушены
- Предложения по решению возникшей проблемы
Кроме того, стоит проверить, высылали ли инспекторы письменный ответ. Возможно, есть вина почты.
Отследить «судьбу» своей жалобы на жилищную инспекцию, можно на официальном сайте Главной государственной жилищной инспекции РФ.
В жалобе необходимо подробно описать суть проблемы, указать право собственности на квартиру (или свои права как арендатора), реквизиты подтверждающих документов и договора, заключенного с управляющей компанией. «Следует добавить пункты договора, которые были нарушены. Это может быть несвоевременное отключение воды, неработающий лифт, завышенные тарифы или некачественная уборка общественных зон. Стоит также указать, что сотрудники управляющей компании игнорируют просьбы и пожелания жильцов, не выполняя свои обязанности», — объяснил Гавришев. По его словам, если же должной реакции не последует, то жильцы имеют право обратиться в надзорные органы.
Жалоба на действия жилищной инспекции
Порядок обжалования решений государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее – инспекция), действий (бездействия) должностных лиц инспекции при осуществлении регионального государственного жилищного контроля (надзора), регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее – Порядок) определяется главой 9 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
1. Предметом досудебного обжалования являются:
1) решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
2) акты контрольных (надзорных) мероприятий, предписания об устранении выявленных нарушений;
3) действия (бездействие) должностных лиц инспекции в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.
2. Жалоба должна содержать:
1) наименование инспекции, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, решение и (или) действие (бездействие) которых обжалуются;
2) фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства (месте осуществления деятельности) гражданина, либо наименование организации-заявителя, сведения о месте нахождения этой организации, либо реквизиты доверенности и фамилию, имя, отчество (при наличии) лица, подающего жалобу по доверенности, желаемый способ осуществления взаимодействия на время рассмотрения жалобы и желаемый способ получения решения по ней;
3) сведения об обжалуемых решении инспекции (или) действии (бездействии) ее должностного лица, которые привели или могут привести к нарушению прав контролируемого лица, подавшего жалобу;
4) основания и доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением инспекции и (или) действием (бездействием) ее должностного лица. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие его доводы, либо их копии;
5) требования лица, подавшего жалобу;
6) учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении которого подается жалоба.
Жалоба не должна содержать нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц инспекции либо членов их семей.
К жалобе может быть приложена позиция Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественного представителя, уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, относящаяся к предмету жалобы.
3. Жалоба подается контролируемым лицом в инспекцию в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг. Подача жалобы может быть осуществлена полномочным представителем контролируемого лица в случае делегирования ему соответствующего права с помощью Федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации».
При подаче жалобы гражданином и индивидуальным предпринимателем она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.
Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, подается контролируемым лицом в инспекцию в письменном виде с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне и об иной охраняемой законом тайне.
4. Жалоба на решение инспекции, действия (бездействие) ее должностных лиц может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
5. Жалоба на предписание об устранении выявленных нарушений может быть подана в течение 10 рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.
6. Подача жалобы на акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее – акт) осуществляется в следующем порядке.
Контролируемое лицо (в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте) в течение 15 рабочих дней со дня получения акта вправе представить в инспекцию в письменной форме возражения в отношении акта в целом или его отдельных положений (далее – возражения на акт). При этом контролируемое лицо вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность возражений на акт, или их копии либо в согласованный срок передать их в инспекцию. Указанные документы могут быть направлены в форме электронных документов (пакета электронных документов).
В случае поступления в инспекцию возражений на акт должностное лицо назначает контролируемому лицу дату и время обсуждения поступивших возражений.
В ходе таких обсуждений контролируемое лицо вправе давать пояснения, представлять дополнительные документы или их заверенные копии, в том числе представлять информацию о предпочтительных сроках устранения выявленных нарушений обязательных требований.
По итогам рассмотрения возражений на акт контролируемому лицу направляется мотивированный ответ одновременно с решением по результатам контрольного (надзорного) мероприятия не позднее 20 рабочих дней со дня поступления таких возражений.
7. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен инспекцией.
8. Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.
Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения инспекции.
9. Инспекция в срок не позднее 2 рабочих дней со дня регистрации жалобы принимает решение:
1) о приостановлении исполнения обжалуемого решения инспекции;
2) об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения инспекции.
10. Информация о принятом решении направляется лицу, подавшему жалобу, в течение 1 рабочего дня с момента принятия решения.
11. Должностное лицо инспекции принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы в течение 5 рабочих дней со дня получения жалобы в случаях, если:
1) жалоба подана после истечения сроков подачи жалобы, установленных пунктами 4 — 6 настоящего Порядка, и не содержит ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы;
2) в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;
3) до принятия решения по жалобе от контролируемого лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы;
4) имеется решение суда по вопросам, поставленным в жалобе;
5) ранее в уполномоченный орган была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям;
6) жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа, а также членов их семей;
7) ранее получен отказ в рассмотрении жалобы по тому же предмету, исключающий возможность повторного обращения данного контролируемого лица с жалобой, и не приводятся новые доводы или обстоятельства;
8) жалоба подана в ненадлежащий уполномоченный орган;
9) законодательством Российской Федерации предусмотрен только судебный порядок обжалования решений контрольного (надзорного) органа.
12. Жалоба подлежит рассмотрению в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации. При особой сложности, объемности мероприятий, необходимых для рассмотрения жалобы на решение инспекции, действия (бездействие) должностных лиц инспекции, необходимости проведения специальных исследований, изучения дополнительных материалов, направления инспекцией запросов для получения дополнительной информации этот срок может быть продлен решением заместителя начальника инспекции на 20 рабочих дней.
13. По итогам рассмотрения жалобы должностное лицо, ее рассмотревшее, принимает одно из следующих решений:
1) оставляет жалобу без удовлетворения;
2) отменяет решение инспекции полностью или частично;
3) отменяет решение инспекции полностью и принимает новое решение;
4) признает действия (бездействие) должностных лиц инспекции незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
14. Жалоба на решение инспекции, действия (бездействие) должностных лиц инспекции рассматривается заместителем начальника инспекции.
Жалоба на решение, действия (бездействие) заместителя начальника инспекции рассматривается начальником инспекции.
Бездействие жилищной инспекции . Каждый собственник жилого помещения имеет право написать жалобу в жилищную инспекцию на действия или бездействие управляющей компании или ТСЖ. Однако не все обращения граждан имеют под собой законодательное основание. Жилищная инспекция обязана течение 30 дней после обращения отреагировать на жалобу – либо провести проверку УК, либо отказать обратившемуся. Если гражданин не получил ответ от инспекции в установленный срок, то он имеет право написать жалобу в вышестоящий орган.
Как оспорить штраф органа ГЖН , наложенный без проведения проверки
Штрафы от жилищной инспекции – один из самых неприятных аспектов деятельности УК и ТСЖ. Читайте о том, как предотвращать ситуации, когда Госжилинспекция выносит штраф без проведения процедуры проверки, и как оспаривать такие санкции.
О каких штрафах речь
В некоторых регионах России сложилась практика вынесения Государственной жилищной инспекцией протоколов об административных правонарушениях без проведения обязательной предварительной проверки управляющих организаций и ТСЖ.
В жилищную инспекцию поступает, например, сообщение из муниципальных или районных органов власти о том, что имеются те или иные нарушения. И только лишь на основании этого сообщения ГЖИ, не проверяя его достоверность, составляет в отношении УО или ТСЖ протокол.
Такие сообщения в ГЖИ могут быть оформлены в виде актов осмотра за единоличной подписью сотрудника, проводившего мониторинг. К акту, как правило, приложена фототаблица с якобы зафиксированными нарушениями.
При таком мониторинге сотрудник муниципального отдела ЖКХ обычно за день обходит не один десяток домов, самостоятельно делает фотографии и впоследствии составляет акты на МКД, где, по его мнению, имеются нарушения. Затем собранные материалы передаются в жилищную инспекцию.
О таком мониторинге УК и ТСЖ узнают только после получения из ГЖИ извещения о необходимости явиться для составления протокола.
Допускает ли закон процедуру вынесения штрафов без проверки
Исходя из требований действующего законодательства, действия ГЖИ можно трактовать как существенные нарушения требований постановления Правительства РФ от 11.06.2013 № 493, а также Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Жилищная инспекция в случае поступления в её адрес информации о существующих нарушениях должна выдать юридическому лицу предостережение о недопустимости таких действий/бездействия или провести внеплановую проверку. Проверка нужна, чтобы установить факт нарушения.
- Проведение предварительной проверки поступающей информации, в том числе посредством запроса дополнительных сведений у юридического лица в случае необходимости.
- Вынесение мотивированного приказа/распоряжения о проведении внеплановой проверки.
- Направление проверяемому лицу уведомления о внеплановой проверке.
- Составление акта проверки в 2-х экземплярах и вручение одного из них проверяемому лицу.
Важно отметить, что, в соответствии с ч. 3.3 ст. 10 № 294-ФЗ, юридическое лицо не может быть привлечено к административной ответственности в результате проведения только предварительной проверки.
При этом действия муниципальных органов власти по мониторингу территорий без вынесения в отношении УО или ТСЖ протоколов в рамках лицензионного контроля законны. При обнаружении ими признаков нарушения требований к содержанию придомовой территории МКД муниципалитет направляет информацию об этом в жилищную инспекцию.
Такая позиция изложена в обзоре судебной практики Верховного суда РФ от 12.07.2017 № 3: органы местного самоуправления могут быть наделены полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля только в том случае, если законом соответствующего субъекта им такие полномочия предоставлены.
Что о таких действиях жилищной инспекции думают суды
Анализируя позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в определении от 28.09.2017 № 1813-О, а также в определении от 29.09.2015 № 2315-О, можно сделать вывод, что рассмотрению и исследованию органом ГЖН подлежат заявления и иные сообщения, являющиеся поводами к возбуждению дела об административном правонарушении.
Проверка сведений, указанных в заявлении, обязательна. Сами по себе они не являются основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и вынесения в отношении юридического лица соответствующего протокола.
В связи с этим штрафы, вынесенные без проведения проверки УО, активно оспариваются. Это подтверждается многочисленными судебными решениями районных судов, например, решением суда апелляционной инстанции от 20.08.2018 по делу № 12-305/2018.
Что необходимо сделать УО или ТСЖ до вынесения протокола о правонарушении
В случае поступления в ваш адрес уведомления от органа ГЖН, свидетельствующего о намерении вынести протокол об административном правонарушении без проведения процедуры внеплановой проверки, направьте в ГЖИ мотивированное требование о проведении внеплановой проверки в соответствии с действующим законодательством.
При подготовке заявления обратите внимание на то, что деятельность органов ГЖН регламентируется их внутренними приказами. Обязательно изучите их. В большинстве будет чётко прописана необходимость подчинять свою деятельность существующему законодательству.
Также, возможно, в таких документах будет подробно расписана процедура проведения контрольно-надзорных мероприятий. Она укажет на исчерпывающий перечень полномочий, к которым не относится возможность составлять протоколы об административных правонарушениях без проверки фактов, на основании которых такие протоколы выносятся.
Если в таких обстоятельствах будут вынесены протокол об административном правонарушении и впоследствии постановление о привлечении к ответственности, советуем оспорить такое постановление в судебном порядке.
Жалоба в жилищную инспекцию на отсутствие отопления. Скачать образец жалобы . Жалоба на бездействие управляющей организации (протечка крыши). Обжаловать действия ГЖИ можно в прокуратуре и в суде. Поскольку жилищное законодательство обладает своей спецификой и сложностями, перед обращением в ГЖИ лучше проконсультироваться с юристом. Рекомендуем по теме.
- http://dgkh.ru/art/zinspection/%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B5-%D0%B6%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%89%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8.html
- https://gji.orb.ru/activity/10558/
- https://roskvartal.ru/gzhi/10900-kak-osporit-shtraf-organa-gzhn-nalozhennyy-bez-provedeniya-proverki