Жилищная инспекция функции и полномочия

Прокурор разъясняет — Прокуратура Челябинской области Разъясняет прокурор отдела по рассмотрению обращений и приему граждан Ретюнских Л.Ф. Главное управление «Государственная жилищная

Какие вопросы Минстрой включил в проект положения о жилнадзоре

1 июля 2021 года вступил в силу новый закон о контрольно-надзорной деятельности, в том числе в ЖКХ. Все причастные к таким мероприятиям ведомства должны разработать собственные положения о своём виде надзора, что и сделал Минстрой РФ. Читайте обзор проекта такого документа в сфере регионального госжилнадзора.

Зачем нужно новое положение о региональном госжилнадзоре

В дни, когда в Санкт-Петербурге при поддержке Минстроя России проходила конференция о контрольно-надзорной деятельности в сфере ЖКХ, ведомство разместило на портале проектов НПА текст положения о правилах проведения регионального госжилнадзора (ID 02/07/08-21/00119585).

Разработка такого документа – требование новых НПА: Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ и Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ. Именно № 170-ФЗ внёс такую норму в ч. 3 ст. 20 ЖК РФ. Когда новое положение «Об общих требованиях к организации и осуществлению регионального государственного жилищного надзора» будет утверждено, утратит силу постановление Правительства РФ от 11.06.2013 № 493 «О государственном жилищном надзоре».

Новое положение существенно отличается от действующей редакции из ПП РФ № 493 устанавливает. В проекте более подробно прописаны полномочия органов ГЖН, основания и порядок организации и проведения ими плановых и внеплановых проверок, метода их проведения. Также в документ внесены новые требования к органам ГЖН, в том числе к размещению информации на сайте ведомства. Делаем обзор документа, который напрямую касается работы управляющих домами.

Что с 1 июля 2021 года изменится в сфере надзора за работой УО и ТСЖ

Кто и кого проверяет в рамках госжилнадзора

Проводить мероприятия по региональному госжилнадзору могут руководитель органа ГЖН или его заместитель, а также уполномоченный на это сотрудник – инспектор (п. 3 проекта). Проверять они вправе юрилиц, ИП и граждан, которые обязаны соблюдать обязательные требования к их деятельности.

Требования установлены жилищным законодательством, а также НПА в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности в отношении всего жилфонда, кроме муниципального (абз. 2 п. 4 проекта). Также в рамках жилнадзора проверяют работу региональной и муниципальной власти (абз. 3 п. 4 проекта).

Что и какими методами проверяют органы ГЖН

  • к использованию и сохранности жилых помещений, общего имущества собственников в МКД;
  • к переводу жилого помещения в нежилое помещение и обратно, к их перепланировке, переустройству;
  • к формированию фондов капремонта;
  • к созданию и деятельности управляющими домами организаций;
  • к предоставлению коммунальных услуг потребителям;
  • к порядку изменения размера платы в случае некачественного оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества;
  • к порядку индексации размера платы за жилое помещение;
  • к процедуре ограничения коммунальных услуг;
  • к энергоэффективности и оснащённости помещений домов приборами учёта;
  • к порядку размещения РСО, УО, ТСЖ, кооперативами обязательной информации в ГИС ЖКХ;
  • к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах.

Предметом проверок органов власти является соблюдение ими требований к содержанию МКД, определению размера платы за жилое помещение в домах без УО и утверждённого тарифа. Также орган ГЖН контролирует, как ведомства выполняют требования НПА о размещении информации в ГИС ЖКХ.

В п. 10 проекта положения прописано, каким образом орган ГЖН борется с нарушением обязательных требований. Ведомство занимается их профилактикой, проводит проверки. Оно просекает нарушения и требует от нарушителей устранить их последствия, собирает для анализа сведения об исполнении проверяемыми лицами норм НПА.

Требования НПА о досудебном обжаловании решений надзорных органов

Что относится к профилактическим мерам

  1. Объявление предостережения в соответствии со ст. 49 № 248-ФЗ (п. 23 проекта).

Если объект контроля с полученным предостережением не согласен, он в течение 15 рабочих дней после его получения вправе подать в ведомство возражение. В нём нужно указать название ЮЛ, ИП или данные гражданина, ИНН, а также дату и номер полученного от органа ГЖН документа.

  1. Консультирование согласно ст. 50 № 248-ФЗ (п. 24 проекта).
  1. Профилактический визит в соответствии со ст. 52 № 248-ФЗ (п. 27 проекта).

По сути это беседа проверяющего с проверяемым по ВКС или же на месте, «в гостях» у объекта надзора. Профилактические визиты обязательны в отношении лиц, отнесённых к категории чрезвычайно высокого риска, и лиц, приступающих к управлению домом. Срок такого визита не должен превышать один рабочий день.

Какие есть виды проверок и какими методами они проводятся

В разделе IV прописаны принципы организации и проведения проверок. Как и сейчас, они могут быть плановым и внеплановыми, при этом в отношении жилых помещений орган ГЖН не вправе проводить плановые проверки (п. 28 проекта).

Читайте также:  Положение о гос жилищной инспекции

Проверять контролируемых лиц ведомство может без взаимодействия с ними или контактируя с проверяемым. Согласно п. 29 проекта, к методам «при взаимодействии» относятся встречи, телефонные и иные переговоры между инспектором и лицом, запрос документов, визит инспектора по месту деятельности контролируемого. Это могут быть инспекционный визит, документарная или выездная проверка.

Без взаимодействия орган ГЖН проводит наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование. Также надзорные мероприятия могут заключаться в осмотре, опросе, получении письменных объяснений, инструментальном обследовании жилфонда (п. 30 проекта).

Для проведения проверок по жалобам лиц и ведомств органы ГЖН обязаны утвердить индикаторы риска нарушений обязательных требований. Типовые индикаторы риска нарушения обязательных требований устанавливает Минстрой РФ (п. 33 проекта).

Если в орган Госжилнадзора поступает жалоба на нарушения в муниципальном жилфонде, то ведомство должно перенаправить её в соответствующий орган власти в течение семи дней с момента поступления письма (п. 34 проекта).

Что такое индикаторы риска нарушений, и используют ли их органы ГЖН

В какой срок орган ГЖН должен ответить на досудебную жалобу на свои действия

Согласно п. 38 проекта, в отношении государственного жилищного надзора применяется обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб, который установлен гл. 9 № 248-ФЗ. В соответствии с п. 41 проекта положения, орган ГЖН должен рассмотреть поступившую на его действия жалобу в течение 20 рабочих дней с даты её регистрации.

  • Юрлицо или ИП обязан подать досудебную жалобу в надзорный орган в электронном виде через Госуслуги или аналогичные региональные порталы (ч. 1 ст. 40 № 248-ФЗ).
  • Срок направления жалобы на действия или бездействие надзорного ведомства – тридцать календарных дней со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (ч. 5 ст. 40 № 248-ФЗ).
  • Если лицо оспаривает полученное предписание, то срок подачи жалобы составит десять рабочих дней с момента его получения (ч. 6 ст. 40 № 248-ФЗ).

У надзорного органа есть восемь оснований для отказа рассматривать досудебную жалобу.

Что орган ГЖН обязан размещать на своём сайте

В проекте положения есть несколько пунктов, которые устанавливают требования к органам ГЖН, его сотрудникам. Например:

Пункт 7 проекта. Инспекторы при контрольно-надзорной работе несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий.

  • список НПА в с указанием статей и пунктов, содержащих обязательные требования;
  • перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований;
  • порядок отнесения объектов контроля к категориям риска;
  • ежегодный план проведения плановых проверок;
  • программу профилактики рисков причинения вреда из-за невыполнения обязательных требований;
  • доклады с результатами обобщения правоприменительной практики;
  • рекомендации и информацию, которые содействуют соблюдению лицами требований законодательства.

Положение о порядке проведения жилищного контроля и надзора напрямую касается не только органа ГЖН, но и проверяемых им лиц – управляющих многоквартирными домами, поставщиков коммунальных ресурсов, фондов капремонта. Они должны быть в курсе методов, которыми ведомство будет проверять их, кто может их проверить, выполнение каких именно норм НПА вправе контролировать госжилнадзор.

Например, в рамках регионального надзора ведомство не вправе проверить выполнение УО лицензионных требований: это не входит в предмет проверок согласно п. 5 проекта положения.

Пока это только проект: он находится на обсуждении и антикоррупционной экспертизе. Возможно, по их итогам документ будет дополнен или скорректирован. Будем следить за обновлениями.

Требования к проведению регионального госжилнадзора утверждены постановлением Правительства РФ от 30.09.2021 № 1670.

А вы бы что ещё внесли в положение о госжилнадзоре? Поделитесь в комментариях.

Государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и общественный жилищный контроль. Информация об изменениях: Статья 20 изменена с 1 июля 2021 г. — Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ. См. предыдущую редакцию. Статья 20. Государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и общественный жилищный контроль. ГАРАНТ … 4) в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав , свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований

Прокурор разъясняет — Прокуратура Челябинской области

Разъясняет прокурор отдела по рассмотрению обращений и приему граждан Ретюнских Л.Ф.

Главное управление «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» осуществляет региональный государственный жилищный надзор на территории Челябинской области, и с 01.05.2015 лицензионный контроль в отношении юридических лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании соответствующей лицензии.

Предметы проверок, т.е компетенция установлены Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 493 «О государственном жилищном надзоре».

Надзорные мероприятия осуществляются в отношении 21115 многоквартирных домов, составляющих жилищный фонд общей площадью 77,8 млн. кв.м., 1035 организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами (из них 574 — УК (лицензиатов), 386-ТСЖ, ТСН ЖСК- 75), 367 — РСО, Региональный оператор капитального ремонта и Регоператор по ТКО, органы местного самоуправления (в плановом порядке).

По имеющейся в Главном управлении «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» правоприменительной практике зоны наибольшего риска для охраняемых законом интересов государства возникают при осуществлении хозяйствующими субъектами деятельности, связанной с управлением многоквартирными домами.

Читайте также:  Омск жилищная инспекция как написать

Актуальным остается вопрос проверки финансовой деятельности управляющих организаций. Нередко в Госжилинспекцию поступают обращения граждан по вопросам о неправомерном использовании денежных средств управляющей организацией, завышении стоимости выполненных работ, произведении расчетов за выполненные работы без составления смет и актов приемки работ, об оплате фактически не выполненных работ, двойной оплаты одних и тех же работ и т.п. Данные вопросы не входят в компетенцию органа Госжилнадзора.

Также не относятся к полномочиям Госжилинспекции такие вопросы, как перепланировка в нежилых помещениях — это полномочия органов местного самоуправления.

Не являются субъектами надзора расчетно-коммунальный центр, специализированные организации, подрядчики управляющих организаций и другие организации, оказывающие услуги, не относящиеся к жилищно-коммунальным (домофон, охрана, видеонаблюдение и т. д.).

Также к компетенции жилинспекции не относится вопросы предоставления коммунальных ресурсов в садовые товарищества, апартаменты.

Относительно деятельности Peгионального оператора по капитальному ремонту, к полномочиям жилищной инспекции относятсявопросы лишь по формированию фонда капитального ремонта и начисления.

Контроль за основной деятельностью по проведению капитального ремонта, его качеством, а также контроль за финансовой деятельностью регионального оператора не входит в полномочия Государственной жилищной инспекции.

Государственная жилищная инспекция Новосибирской области (далее — инспекция ) является областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора на территории Новосибирской области, лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Новосибирской области. … В установленной сфере деятельности инспекция исполняет следующие полномочия

Жилищная инспекция функции и полномочия

Государственная жилищная инспекция Новосибирской области (далее — инспекция) является областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора на территории Новосибирской области, лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Новосибирской области.

    осуществление регионального государственного жилищного надзора на территории Новосибирской области;

В установленной сфере деятельности инспекция исполняет следующие полномочия:

2. осуществляет лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами;

3. осуществляет лицензионный контроль в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление (далее — лицензионный контроль);

4. организует проведение энергетического обследования жилых домов, многоквартирных домов, помещения в которых составляют жилищный фонд Новосибирской области;

5. определяет класс энергетической эффективности многоквартирного дома, которому при вводе в эксплуатацию присвоен класс энергетической эффективности;

6. осуществляет систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности;

7. осуществляет мониторинг технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории Новосибирской области;

8. осуществляет прием и учет:

  • подлинников решений и протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;
  • копий реестров членов товариществ собственников жилья;
  • копий уставов товариществ собственников жилья;
  • выписок из протоколов общих собраний членов товариществ собственников жилья о принятии решений о внесении изменений в устав товарищества собственников жилья с копиями текстов соответствующих изменений;
  • уведомлений о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта;
  • справок кредитных организаций об открытии специального счета, предназначенного для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (далее — специальный счет);
  • предусмотренных законом Новосибирской области сведений о многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, а также о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в таких многоквартирных домах;
  • сведений о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в многоквартирном доме, которые формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, о размере остатка средств на специальном счете;
  • уведомлений о принятых на собрании собственников помещений в многоквартирном доме решениях о смене способа управления многоквартирным домом, истечении срока договора управления многоквартирным домом или досрочном расторжении такого договора с копиями этих решений;
  • копий актов приема-передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов;
  • копий актов об отказе в допуске специализированной организации к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию, расположенному в жилом или нежилом помещении, и о невозможности проведения работ по техническому обслуживанию указанного оборудования;
  • уведомлений специализированных организаций о наличии факторов и случаев, свидетельствующих о наличии угрозы возникновения аварии, утечек газа или несчастного случая, при возникновении которых требуется незамедлительное приостановление подачи газа потребителю без его предварительного уведомления;
  • административных регламентов осуществления муниципального жилищного контроля уполномоченными органами местного самоуправления городских и сельских поселений, а также городских округов Новосибирской области;
  • уведомлений о начале осуществления юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на территории Новосибирской области предпринимательской деятельности по техническому обслуживанию, ремонту и техническому диагностированию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования;
  • сведений о выборе способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья, жилищным или жилищно-строительным кооперативом, о прекращении управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья, жилищным или жилищно-строительным кооперативом.
  • реестры уведомлений, указанных в абзацах «е», «р» подпункта 5 настоящего пункта;
  • реестр специальных счетов;
  • реестр лицензий Новосибирской области;
Читайте также:  Как правильно написать жилищная инспекция

10. информирует орган местного самоуправления и региональных операторов о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его;

11. предоставляет сведения, указанные в частях 1 — 4 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства, в порядке, установленном этим федеральным органом;

12. подготавливает статистическую отчетность по формам, утвержденным в установленном порядке;

13. в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещает заказы и заключает гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд инспекции;

14. осуществляет в установленном Правительством Российской Федерации порядке аттестацию экспертов, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

15. участвует в разработке проектов федеральных нормативных правовых актов в сфере использования и технической эксплуатации жилищного фонда и общего имущества в многоквартирном доме, а также в сфере предоставления коммунальных услуг;

16. в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации, законами Новосибирской области, правовыми актами Губернатора Новосибирской области, Правительства Новосибирской области, готовит проекты законов Новосибирской области, правовых актов Губернатора Новосибирской области, Правительства Новосибирской области;

17. разрабатывает и принимает меры по реализации государственной политики в сфере профилактики правонарушений;

18. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Устава Новосибирской области, законов Новосибирской области, правовых актов Губернатора Новосибирской области, Правительства Новосибирской области:

  • в порядке, установленном Губернатором Новосибирской области, принимает нормативные правовые акты в случаях, установленных федеральным законодательством, законодательством Новосибирской области;
  • утверждает:
    • административные регламенты исполнения инспекцией государственных функций (предоставления государственных услуг) в подведомственной сфере;
    • административные регламенты проведения проверок при осуществлении инспекцией регионального государственного жилищного надзора;
    • порядок проведения правовой и антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, указанных в абзаце «а» настоящего подпункта;
    • иные документы, предусмотренные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Новосибирской области, правовыми актами Губернатора Новосибирской области, Правительства Новосибирской области;

    19. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

    20. оказывает гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации и Новосибирской области бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к компетенции инспекции, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для рассмотрения обращений граждан;

    21. обеспечивает доступ к информации о деятельности инспекции, организует работу с запросами пользователей информацией о ее деятельности в соответствии с требованиями Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»;

    22. оказывает информационную, методическую, консультативную и организационную поддержку органам муниципального жилищного контроля;

    24. организует профессиональную подготовку работников инспекции, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

    25. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности инспекции;

    26. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих охраняемую законом тайну;

    27. реализует меры и государственные программы Новосибирской области в области профилактики терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений в пределах своей компетенции;

    28. осуществляет организацию выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в ведении инспекции;

    29. участвует в возмещении вреда, причиненного физическим и юридическим лицам в результате террористического акта, совершенного на территории Новосибирской области, в пределах своей компетенции;

    30. осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Новосибирской области.

    Должностные лица инспекции, являющиеся государственными жилищными инспекторами, исполняют следующие полномочия:

      проводят мероприятия по контролю при осуществлении инспекцией регионального государственного жилищного надзора на территории Новосибирской области, лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензионного контроля;

    в) полномочия и функции органа государственного жилищного надзора; г) перечень должностных лиц органа государственного жилищного надзора, являющихся государственными жилищными инспекторами, и их полномочия ; д) порядок раскрытия органом государственного жилищного надзора информации о результатах проводимых проверок соблюдения обязательных требований, а также об эффективности государственного жилищного надзора … исполнение возложенных на них полномочий . 8. Государственные жилищные инспектора имеют служебные удостоверения единого образца, установленного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

    Источники
    • https://roskvartal.ru/gzhi/12820-kakie-voprosy-minstroy-vklyuchil-v-proekt-polozheniya-o-zhilnadzore
    • https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_74/activity/legal-education/explain?item=35069915
    • https://gji.nso.ru/page/10

Рейтинг
Загрузка ...