13.09.2019 | ГЖИ: надзор или назначение исполнителей услуг? Органы государственного жилищного надзора (далее – Госжилнадзор, ГЖН), которыми в подавляющем числе регионов России являются
Жилищная инспекция осуществляет свою деятельность
от 26 июля 2011 года N 336-ПП
(с изменениями на 8 июля 2022 года)
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Москвы от 27 октября 2015 года N 692-ПП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 28.10.2015) (вступил в силу с 1 декабря 2015 года);
постановлением Правительства Москвы от 10 октября 2017 года N 751-ПП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 11.10.2017) (вступило в силу с 1 января 2018 года);
В связи с реорганизацией системы городского управления и в целях совершенствования деятельности Государственной жилищной инспекции города Москвы Правительство Москвы
1. Утвердить Положение о Государственной жилищной инспекции города Москвы (приложение).
2. Признать утратившими силу:
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Бирюкова П.П.
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 26 июля 2011 года N 336-ПП
(В редакции, введенной в действие
постановлением Правительства Москвы
от 8 июля 2022 года N 1434-ПП. —
См. предыдущую редакцию)
Положение о Государственной жилищной инспекции города Москвы
(с изменениями на 13 июля 2021 года)
I. Общие положения
1. Государственная жилищная инспекция города Москвы (далее также — Мосжилинспекция) является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим следующие функции и полномочия, являющиеся установленной сферой деятельности Мосжилинспекции:
1.1. По региональному государственному жилищному контролю (надзору).
1.2. По региональному государственному лицензионному контролю за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
1.3. По региональному государственному контролю (надзору) за соблюдением требований к содержанию особых объектов нежилого фонда города Москвы.
1.4. По муниципальному жилищному контролю.
1.5. По согласованию переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме, в том числе в рамках предоставления государственной услуги.
1.6. По предоставлению государственной услуги по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
1.7. По управлению системой мониторинга многоквартирных домов и особых объектов нежилого фонда города Москвы.
2. Мосжилинспекция осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорами, федеральными конституционными и федеральными законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Уставом города Москвы, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы и настоящим Положением.
3. Мосжилинспекция осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные подразделения во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти города Москвы, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве, общественными объединениями граждан и иными организациями.
II. Полномочия Мосжилинспекции
4. Мосжилинспекция осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
4.1. Разрабатывает и вносит в установленном порядке на рассмотрение Мэра Москвы и Правительства Москвы проекты правовых актов Мэра Москвы и Правительства Москвы по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Мосжилинспекции.
4.2. На основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава города Москвы, законов города Москвы, иных правовых актов города Москвы принимает решения:
4.2.1. О проведении контрольных (надзорных) мероприятий в рамках осуществления контрольной (надзорной) деятельности.
4.2.2. О выдаче предписания об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
4.2.3. О выдаче предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
4.2.4. О принятии мер по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности либо направлении соответствующей информации в государственный орган в соответствии со своей компетенцией при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков административного правонарушения.
4.2.5. О направлении соответствующей информации в государственный орган в соответствии со своей компетенцией при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления.
4.2.6. О согласовании (или отказе в согласовании) переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме.
4.2.7. Об оформлении (или отказе в оформлении) акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещений в многоквартирном доме.
4.2.8. Об оформлении (или отказе в оформлении) акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме на ранее выполненные работы без решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, если такое решение требуется.
4.2.9. Об оформлении (или отказе в оформлении) акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещений в многоквартирном доме в рамках перевода в жилое (нежилое).
4.2.10. Об отзыве решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме.
4.2.11. О согласии на переустройство и (или) перепланировку помещений в многоквартирном доме от имени собственника в лице города Москвы.
4.2.12. Об установлении порядка и срока приведения самовольно переустроенных и (или) перепланированных помещений в многоквартирном доме в прежнее состояние.
4.2.13. Об оценке соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям.
4.2.14. О подготовке для лицензионной комиссии мотивированного предложения о предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее — лицензия) или об отказе в ее предоставлении.
4.2.15. О предоставлении (отказе в предоставлении) лицензии на основании решения лицензионной комиссии.
4.2.16. О внесении изменений в реестр лицензий города Москвы, в том числе в случаях, связанных с изменением перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
4.2.17. Об исключении сведений о многоквартирных домах из реестра лицензий города Москвы.
4.2.18. О продлении срока действия лицензии.
4.2.19. О предоставлении выписки из реестра лицензий города Москвы.
4.2.20. О направлении в лицензионную комиссию уведомлений о прекращении лицензиатом деятельности по управлению многоквартирными домами.
4.2.21. О выдаче квалификационного аттестата лицу, сдавшему квалификационный экзамен.
4.2.22. Об аннулировании квалификационного аттестата.
4.2.23. О проведении мониторинга эксплуатируемых зданий:
4.2.23.1. Многоквартирных домов.
4.2.23.2. Особых объектов нежилого фонда города Москвы.
4.2.24. О проведении обследования конструкций и инженерного оборудования многоквартирных домов (в том числе газового) с применением инструментальных методов контроля их технического состояния.
4.2.25. Об определении и подтверждении класса энергетической эффективности многоквартирных домов в процессе их эксплуатации в соответствии с законодательством.
4.2.26. По вопросам, связанным с производством по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Законом города Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности.
4.2.27. По иным вопросам, связанным с реализацией полномочий города Москвы в установленной сфере деятельности и организацией деятельности Мосжилинспекции в случаях, установленных Уставом города Москвы, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы.
4.3. Осуществляет региональный государственный жилищный контроль (надзор) за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда:
4.3.1. Требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме.
4.3.2. Требований к формированию фондов капитального ремонта.
4.3.3. Требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
4.3.4. Требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
4.3.7. Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
4.3.8. Требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов.
4.3.9. Требований к порядку размещения ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
4.3.10. Требований к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах.
4.3.11. Требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования.
Чем занимается жилищная инспекция : взаимодействие УК и ГЖН. 29 марта 2021. 38330. Средний балл: 0 из 5. Главный контролирующий орган для управляющих организаций и жилищных объединений – государственная жилищная инспекция . … Также инспекция наделена полномочиями осуществлять контроль за сохранностью жилищного фонда. Главная ГЖИ РФ в совокупности с региональными органами образуют единую систему. … Деятельность данных служб направлена на осуществление контроля и наведение порядка посредством инспектирования. Таким образом, если вы обращаетесь с жалобами в адрес управляющей компании или ТСЖ, вы в некоторой мере проявляете недовольство самой жилищной инспекцией .
13.09.2019 | ГЖИ: надзор или назначение исполнителей услуг?
Органы государственного жилищного надзора (далее – Госжилнадзор, ГЖН), которыми в подавляющем числе регионов России являются государственные жилищные инспекции (далее – ГЖИ), осуществляют не только жилищный надзор, но и лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами и лицензионный контроль. Кроме того, именно орган Госжилнадзора вносит изменения в реестр лицензий соответствующего субъекта РФ.
Государственный жилищный надзор
Понятие «государственный жилищный надзор» определяется частью 1 статьи 20 ЖК РФ. Указанной нормой установлено, что функции органов Госжилнадзора именно надзорные. Причем, надзор может осуществляться в отношении не только управляющих организаций (далее – УО), ТСЖ и ЖСК, но и в отношении органов государственной власти и местного самоуправления, юридических и физических лиц. А перечень требований, за исполнением которых надзирают органы ГЖН, довольно обширный.
К сожалению, на практике ГЖИ субъектов РФ чаще всего контролируют соблюдение только узкого перечня требований и осуществляют надзор только в отношении УО и ТСЖ/ЖСК. И, как многие другие надзорные органы, «страдают» избирательностью своей деятельности: в отношении одних субъектов рьяно «роют землю» в поисках нарушений, в отношении других – ни при каких условиях «не усматривают нарушений».
Например, ГЖИ имеет право обратиться в суд с иском «о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме» (часть 6 статьи 20 ЖК РФ). Однако, несмотря на то, что довольно часто в ГЖИ поступают заявления о фальсификации протоколов общих собраний, а некоторые протоколы являются очевидно недостоверными, в подавляющем числе случаев ГЖИ не спешит их оспаривать в суде, сообщая заявителям о наличии права оспаривания у самих заявителей. При этом оспариваемый протокол ГЖИ берет в работу и на его основании вносит изменения в реестр лицензий.
Одновременно с нежеланием действовать в одних случаях, ГЖИ зачастую активно ищут нарушения в других. Например, если речь идет о нарушениях управляющей организацией, за которые на эту организацию можно наложить штраф, органы Госжилнадзора нередко проявляют завидное рвение в поисках нарушений. Разрешение вопроса, продиктовано ли это рвение желанием пополнить бюджет или желанием нанести финансовый ущерб проверяемому лицу, оставим на усмотрение читателей.
Насколько реально привлечь ГЖИ к ответственности за неправомерные действия или бездействие, порассуждаем в последующих публикациях, в настоящей статье сконцентрируемся на некоторых обстоятельствах, позволяющих ГЖИ злоупотреблять своими полномочиями.
Итак, государственный орган, осуществляющий надзор, может серьезно «попортить крови» поднадзорным субъектам. Дополнительно стоит отметить, что спецификой работы ГЖИ является то, что эти органы помимо жилищного надзора занимаются еще одним видом деятельности – в соответствии со статьей 192 ЖК РФ именно эти органы являются лицензирующими, осуществляют лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами (далее – МКД) и лицензионный контроль.
В том числе, одним из полномочий органов Госжилнадзора является внесение изменений в реестр лицензий субъекта РФ.
И такие полномочия, с учетом последствий внесения/невнесения изменений в реестры лицензий, позволяют органам ГЖИ не только осуществлять жилищный надзор и лицензионный контроль, но и прямо вмешиваться в жилищные отношения между управляющими организациями (осуществляющими управление МКД на основании лицензии) и потребителями жилищно-коммунальных услуг, принимая решения, определяющие, кто и в какой период имеет право управлять тем или иным МКД.
Реестр лицензий
Федеральным законом от 21.07.2014 № 255-ФЗ с 1 сентября 2014 года в Жилищный кодекс Российской Федерации (далее – ЖК РФ) введен Раздел X «Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами».
В числе прочего в ЖК РФ введено понятие «Реестр лицензий субъекта РФ» и установлено, что указанный реестр «должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат» (часть 2 статьи 195 ЖК РФ).
Необходимо отметить, что изначально предполагалось, что реестры лицензий служат цели информирования неопределенного круга лиц о том, какая организация управляет тем или иным домом.
При этом частью 4 статьи 198 ЖК РФ было установлено, что при «внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса».
В свою очередь, частью 7 статьи 162 ЖК РФ в действующей на 01.09.2014 редакции было установлено: «Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания».
То есть, жилищным законодательством было определено, что обязанность по управлению МКД возникала у управляющей организации с того момента, который установлен договором управления, а в случае, если договором такой момент не установлен, то не позднее 30 дней с момента подписания такого договора (часть 7 статьи 162 ЖК РФ).
Однако, право УО управлять МКД могло возникнуть с этой же даты только при условии внесения в реестр лицензий сведений об этом МКД как о доме, управляемом соответствующей УО (часть 4 статьи 198 ЖК РФ)
Разумеется, таким образом возникло некоторое ограничение. Теперь управляющие организации прежде, чем начать управление многоквартирным домом, должны были направить сведения о заключении договора управления с собственниками помещений такого дома.
Немаловажно отметить, что в соответствии с частями 2-3 статьи 198 ЖК РФ в действующей на 01.09.2014 редакции было установлено:
«2. В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
3. В течение трех дней со дня получения указанных в части 2 настоящей статьи сведений орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации».
То есть, если в договоре управления не указывался срок начала действия договора, то в течение 30-дневного срока, предусмотренного для начала управления МКД, управляющая организация вполне успевала направить уведомление в орган ГЖН, который также успевал внести изменения в реестр. Если же в договоре указывалась дата начала управления МКД, необходимо было определить указанную дату с учетом срока направления уведомления и срока внесения изменений в реестр. В принципе, установленные ограничения не были так уж существенны.
Федеральным законом от 31.12.2017 № 485-ФЗ в ЖК РФ были внесены поправки, в соответствии с которыми с 11.01.2018 вступила в силу следующая редакция части 7 статьи 162 ЖК РФ: «7. Управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом».
Таким образом реестр лицензий из некого источника информации фактически превратился в источник прав и обязанностей. Из совокупности части 7 статьи 162 и части 4 статьи 198 ЖК РФ теперь следует, что право и обязанность по управлению МКД возникает у УО с момента внесения изменения в реестр лицензий, независимо от того, когда был заключен договор управления и какая дата указана в данном договоре в качестве даты начала его действия.
А момент внесения изменений в реестр лицензий определяет орган Госжилнадзора.
Следовательно, органы ГЖН теперь не только осуществляют жилищный надзор и лицензионный контроль, а своими решениями устанавливают, какая управляющая организация с какой даты какими домами будет управлять. Назвать такую функцию надзорной весьма затруднительно.
Дополнительно важно обратить внимание, что часть 3 статьи 198 ЖК РФ в действующей редакции уже не устанавливает 3-хдневный срок для внесения изменений в реестр лицензий, а ссылается на порядок и сроки, утвержденные Приказом Минстроя России от 25.12.2015 № 938/пр, которым определено, что орган ГЖН принимает решение в течение 10 рабочих дней, а в качестве вариантов таких решений предусмотрено либо решение о внесении изменений в реестр, либо решение об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов, либо решение о приостановлении рассмотрения заявления.
При этом внесение изменений в реестр лицензий возможно только «с первого числа календарного месяца, следующего за датой, указанной в соответствующем решении, но не ранее срока, определенного в договоре управления многоквартирным домом и с которого лицензиат начинает осуществление деятельности по управлению указанным домом».
Автор статьи убежден, что действующие нормы жилищного законодательства РФ создают большие возможности для злоупотреблений специалистов органов Госжилнадзора, а сами эти органы могут не только осуществлять контроль и надзор, но и вмешиваться в договорные отношения между собственниками помещений и УО. Такая ситуация представляется неприемлемой!
Аналогии
Конечно, можно заявлять, что ничего особенного в необходимости внесения изменений в реестр лицензий нет, что в ряде других сфер тоже существуют реестры, являющиеся источниками прав и обязанностей.
Например, часть 2 статьи 8.1 ГК РФ устанавливает, что «права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр», а часть 3 статьи 433 ГК РФ определяет, что «договор, подлежащий государственной регистрации, считается для третьих лиц заключенным с момента его регистрации».
Однако, стоит обратить внимание, что отсутствие государственной регистрации договора, подлежащего такой регистрации, вовсе не делает такой договор необязательным для его сторон. А вот договор управления не подлежит исполнению, независимо от волеизъявления сторон такого договора, пока решение о «разрешении» его исполнения не примет орган Госжилнадзора.
Что касается регистрации права на имущество, тут тоже стоит отметить, что, например, при совершении сделки купли-продажи недвижимого имущества право собственности на это имущество действительно возникает у покупателя только после государственной регистрации такого права. Но это не означает, что покупатель до момента такой регистрации не имеет возможности получить, например, права пользования и/или владения таким имуществом – указанные составляющие права собственности могут быть приобретены без государственной регистрации.
А право на управление МКД, вытекающее из договора управления, заключенного между собственниками и УО, не может возникнуть без соответствующей записи в реестре лицензий. А как же принципы свободы договора, установленные гражданским законодательством РФ? Вероятно, в вопросах управления МКД такие принципы неприменимы – ведь не стороны договора, а ГЖИ фактически принимают решения о том, какая управляющая организация, с какой по какую дату, какими конкретно МКД будет управлять.
Заключение
С учетом широких полномочий органов Госжилнадзора, при отсутствии установленной законодательством ответственности за «не усмотрение нарушений», у ГЖИ возникают довольно существенные возможности для злоупотреблений.
Введение лицензирования деятельности по управлению МКД, возложение на ГЖИ полномочий по лицензированию и лицензионному контролю обеспечивают расширение этих возможностей.
Превращение реестров лицензий из информационных ресурсов в источник прав и обязанностей существенно ограничивает права участников жилищных отношений и не только дает органам Госжилнадзора дополнительные возможности для злоупотреблений, но и превращает ГЖИ из чисто надзорных органов в органы, осуществляющие принятие решений о праве управления тем или иным МКД той или иной управляющей организации, несмотря на то, что такие организации уже имеют лицензии на право управления МКД, а собственники помещений отдельных многоквартирных домов приняли на общих собраниях решения о выборе лиц, управляющих их домами и об условиях такого управления.
Таким образом, ГЖИ субъектов РФ имеют возможность не только осуществлять жилищный надзор, но и регулировать отдельные аспекты деятельности управляющих организаций, управлять их деятельностью, фактически осуществляя грубое вмешательство в договорные отношения.
Об утверждении Положения о Государственной жилищной инспекции города Москвы. (с изменениями на 8 июля 2022 года). Информация об изменяющих документах. … 3. Мосжилинспекция осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные подразделения во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти города Москвы, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве, общественными объединениями граждан и иными организациями. II. Полномочия Мосжилинспекции.
Чем занимается жилищная инспекция: обязанности и полномочия
Чем занимается жилищная инспекция? Среди многочисленных органов она – одна из организаций, чей предмет деятельности, наверное, понятен каждому человеку. Однако, если говорить подробнее, то она наделена полномочиями, направленными на защиту и охрану прав граждан.
Система жилищного надзора
На сегодня полномочия по организации жилищной инспекции переданы регионам, и они самостоятельно выстраивают ее работу. Они же должны следить за исполнением законодательства. Кроме того, никто не отменяет прокурорского надзора по жалобам граждан и организаций. Работает и судебный контроль.
Законодательное регулирование
Ее работа организована в соответствии с целым перечнем законодательных актов. Без их изучения понять, чем занимается жилищная инспекция, трудно:
Чаще в юридической практике применяются предпоследние два нормативных акта. Они наиболее полно отражают полномочия и сферу, в которой обязана действовать инспекция.
Задачи инспекции
Чем занимается жилищная инспекция? Ответ на этот вопрос содержится в вышеуказанных актах:
- выявление и принятие мер по прекращению нарушений, допускаемых гражданами, юридическими лицами, организациями и органами власти;
- надзор за выполнением законодательства об энергосбережении;
- выявление и принятие мер к прекращению нарушений жилищного законодательства;
- контроль над исполнением нормативов по содержанию и использованию жилого фонда независимо от формы собственности и принадлежности;
- контроль над исполнением нормативов по содержанию и использованию общего имущества многоквартирных домов;
- надзор за деятельностью организаций и предпринимателей, управляющих многоквартирными домами;
- надзор за деятельностью фондов по капитальному ремонту;
- надзор за правильностью взимания платы за жилищные и коммунальные услуги.
Это примерный перечень того, чем занимается жилищная инспекция, функции или направления ее деятельности.
Полномочия инспекции
Теперь разберемся конкретно, чем занимается жилищная инспекция, выполняя свои задачи:
- организация проверок по выполнению гражданами и организациями, предпринимателями требований законодательства;
- рассмотрение жалоб граждан и организаций;
- принятие мер согласно законодательству при выявлении нарушений;
- участие в процессе принятия решения о признании жилья ветхим или непригодным для проживания;
- анализ собранного материала в ходе систематического наблюдения за поднадзорными лицами.
Организация деятельности инспекторов
Чем занимается жилищная инспекция, хорошо видно на примере ее отдельных сотрудников, они имеют право:
- запрашивать документы и сведения для проведения проверок;
- проходить на территорию объектов для проведения проверок, показав удостоверение и копию приказа о проведении проверки;
- право прохода в жилое помещение возникает, если согласие дается его собственником или владельцем;
- проводить обследование, экспертизы;
- проводить проверку законности создания ТСЖ;
- проводить проверку законности положений устава ТСЖ, внесения изменений в него;
- проверять законность избрания и назначения должностных лиц ТСЖ;
- проверять законность выбора управляющей организации общим собранием собственников.
Полномочия в части контроля над деятельностью ТСЖ, пункты, по которым инспектора вправе проводить проверки и издавать предписания, изложены непосредственно в ст. 20 жилищного кодекса.
Оформление действий
Чем занимается государственная жилищная инспекция? Уполномоченные лица вправе:
- рассматривать жалобы и принимать по ним решения, используя имеющиеся полномочия;
- в ходе проверок составлять акты;
- выдавать предписания;
- привлекать к административной ответственности (составлять протоколы, вести административное расследование, выносить постановления по таким делам).
Рассмотрение жалоб
На их рассмотрение отводится не более месяца. Если не хватает документов или иных сведений для принятия решения, то истребуют дополнительные материалы.
Имеет ли смысл обращаться с жалобами? Имея ответы либо копии заявлений с отметками о принятии в канцелярии, гражданин будет иметь повод и фундамент для дальнейших действий. Кроме того, в судах любят интересоваться, предпринимались ли попытки уладить вопрос по-иному, без того, чтобы идти в суд.
Законом также предусмотрено право жаловаться непосредственно на действие или бездействие инспекции согласно нормам КАС (раздел об обжаловании действий должностных лиц). Инспектор может и согласиться с доводами заявления гражданина.
В таком случае результатом становится предписание, обязательное для нарушителей. Несогласие с доводами оформляется письмом.
Проведение проверок
Согласно закону, проводятся плановые и внеплановые проверки объектов и организаций в сфере ЖКХ. В частности, уровень готовности объектов к переходу в новый отопительный сезон.
Ежегодно утверждается график плановых проверок. Если от граждан или организаций поступают жалобы, либо органы власти направляют материалы, служащие основанием для проведения проверки, она выполняется во внеплановом порядке.
В ходе проверки составляется акт, в котором отражается ее ход, выявленные нарушения, ставятся подписи проверяющих и иных лиц. Несогласные вправе внести свои замечания.
Как правило, деятельность инспектора регулируется специальным регламентом или инструкцией. Результат проверки – предписания и протоколы, составленные на виновных лиц.
Порядок проведения проверок регулируется законом о защите прав организаций и предпринимателей при государственном или муниципальном контроле.
В чем смысл предписаний?
Предписания – это официальные требования по устранению нарушений законодательства.
Несмотря на обязательность, они не обладают силой судебного решения. Фактически, должностные лица не несут ответственности за их игнорирование. Среди функций государственной жилищной инспекции числится защита прав граждан, в том числе путем направления иска в суд. И не выполненное предписание – основание направить в суд иск. В случае невыполнения судебного решения, проблемой начинают заниматься судебные приставы и иные органы.
Отказ или уклонение от выполнения судебного решения со стороны должностного лица организации независимо от формы собственности влечет ответственность согласно УК.
Привлечение к ответственности
Получив сведения о нарушениях от иных лиц или выявив их в ходе проверки, уполномоченный сотрудник службы обязан составить протокол и принять меры к собиранию доказательств.
Собранные материалы передаются должностному лицу, рассматривающему их, и выносится решение. Обычно этим занимается начальник управления либо иной сотрудник, получивший соответствующее поручение.
В заключение
Так что же входит в обязанности жилищной инспекции? Чем занимается этот государственный орган?
Если говорить кратко, сюда включается:
- проведение проверок объектов ЖКХ, степени выполнения ответственных за них лиц законодательства;
- рассмотрение жалоб граждан и организаций;
- привлечение к ответственности нарушителей в административном порядке;
- обращение в суды с целью принуждения к выполнению своих требований и устранению нарушений других лиц.
В судах регулярно рассматриваются споры между жилищной инспекцией и ТСЖ и управляющими компаниями.
Исходя из всего описанного, вернее было бы назвать организацию – государственная жилищно-коммунальная инспекция.
Государственные жилищные инспекции – это исполнительные органы государственной власти, созданные во всех субъектах Российской Федерации в целях осуществления регионального государственного жилищного надзора, лицензирования и лицензионного контроля за деятельностью по управлению многоквартирными домами. На федеральном уровне создание государственной жилищной инспекции не предусматривается. … к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление…
- https://docs.cntd.ru/document/537906495
- https://acato.ru/articles/20190913/gzhi-nadzor-ili-naznachenie-ispolnitelej-uslug
- https://businessman.ru/chem-zanimaetsya-jilischnaya-inspektsiya-obyazannosti-i-polnomochiya.html