Жилищная инспекция полномочия и закон

Положение Положение о государственной жилищной инспекции Сахалинской области, утвержденное Постановлением Правительства Сахалинской области от 22.05.2015 № 173 «Об утверждении Положения о

13.09.2019 | ГЖИ: надзор или назначение исполнителей услуг?

Органы государственного жилищного надзора (далее – Госжилнадзор, ГЖН), которыми в подавляющем числе регионов России являются государственные жилищные инспекции (далее – ГЖИ), осуществляют не только жилищный надзор, но и лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами и лицензионный контроль. Кроме того, именно орган Госжилнадзора вносит изменения в реестр лицензий соответствующего субъекта РФ.

Государственный жилищный надзор

Понятие «государственный жилищный надзор» определяется частью 1 статьи 20 ЖК РФ. Указанной нормой установлено, что функции органов Госжилнадзора именно надзорные. Причем, надзор может осуществляться в отношении не только управляющих организаций (далее – УО), ТСЖ и ЖСК, но и в отношении органов государственной власти и местного самоуправления, юридических и физических лиц. А перечень требований, за исполнением которых надзирают органы ГЖН, довольно обширный.

К сожалению, на практике ГЖИ субъектов РФ чаще всего контролируют соблюдение только узкого перечня требований и осуществляют надзор только в отношении УО и ТСЖ/ЖСК. И, как многие другие надзорные органы, «страдают» избирательностью своей деятельности: в отношении одних субъектов рьяно «роют землю» в поисках нарушений, в отношении других – ни при каких условиях «не усматривают нарушений».

Например, ГЖИ имеет право обратиться в суд с иском «о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме» (часть 6 статьи 20 ЖК РФ). Однако, несмотря на то, что довольно часто в ГЖИ поступают заявления о фальсификации протоколов общих собраний, а некоторые протоколы являются очевидно недостоверными, в подавляющем числе случаев ГЖИ не спешит их оспаривать в суде, сообщая заявителям о наличии права оспаривания у самих заявителей. При этом оспариваемый протокол ГЖИ берет в работу и на его основании вносит изменения в реестр лицензий.

Одновременно с нежеланием действовать в одних случаях, ГЖИ зачастую активно ищут нарушения в других. Например, если речь идет о нарушениях управляющей организацией, за которые на эту организацию можно наложить штраф, органы Госжилнадзора нередко проявляют завидное рвение в поисках нарушений. Разрешение вопроса, продиктовано ли это рвение желанием пополнить бюджет или желанием нанести финансовый ущерб проверяемому лицу, оставим на усмотрение читателей.

Насколько реально привлечь ГЖИ к ответственности за неправомерные действия или бездействие, порассуждаем в последующих публикациях, в настоящей статье сконцентрируемся на некоторых обстоятельствах, позволяющих ГЖИ злоупотреблять своими полномочиями.

Итак, государственный орган, осуществляющий надзор, может серьезно «попортить крови» поднадзорным субъектам. Дополнительно стоит отметить, что спецификой работы ГЖИ является то, что эти органы помимо жилищного надзора занимаются еще одним видом деятельности – в соответствии со статьей 192 ЖК РФ именно эти органы являются лицензирующими, осуществляют лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами (далее – МКД) и лицензионный контроль.

В том числе, одним из полномочий органов Госжилнадзора является внесение изменений в реестр лицензий субъекта РФ.

И такие полномочия, с учетом последствий внесения/невнесения изменений в реестры лицензий, позволяют органам ГЖИ не только осуществлять жилищный надзор и лицензионный контроль, но и прямо вмешиваться в жилищные отношения между управляющими организациями (осуществляющими управление МКД на основании лицензии) и потребителями жилищно-коммунальных услуг, принимая решения, определяющие, кто и в какой период имеет право управлять тем или иным МКД.

Реестр лицензий

Федеральным законом от 21.07.2014 № 255-ФЗ с 1 сентября 2014 года в Жилищный кодекс Российской Федерации (далее – ЖК РФ) введен Раздел X «Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами».

В числе прочего в ЖК РФ введено понятие «Реестр лицензий субъекта РФ» и установлено, что указанный реестр «должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат» (часть 2 статьи 195 ЖК РФ).

Необходимо отметить, что изначально предполагалось, что реестры лицензий служат цели информирования неопределенного круга лиц о том, какая организация управляет тем или иным домом.

При этом частью 4 статьи 198 ЖК РФ было установлено, что при «внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса».

В свою очередь, частью 7 статьи 162 ЖК РФ в действующей на 01.09.2014 редакции было установлено: «Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания».

То есть, жилищным законодательством было определено, что обязанность по управлению МКД возникала у управляющей организации с того момента, который установлен договором управления, а в случае, если договором такой момент не установлен, то не позднее 30 дней с момента подписания такого договора (часть 7 статьи 162 ЖК РФ).

Однако, право УО управлять МКД могло возникнуть с этой же даты только при условии внесения в реестр лицензий сведений об этом МКД как о доме, управляемом соответствующей УО (часть 4 статьи 198 ЖК РФ)

Разумеется, таким образом возникло некоторое ограничение. Теперь управляющие организации прежде, чем начать управление многоквартирным домом, должны были направить сведения о заключении договора управления с собственниками помещений такого дома.

Немаловажно отметить, что в соответствии с частями 2-3 статьи 198 ЖК РФ в действующей на 01.09.2014 редакции было установлено:
«2. В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
3. В течение трех дней со дня получения указанных в части 2 настоящей статьи сведений орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации
».

То есть, если в договоре управления не указывался срок начала действия договора, то в течение 30-дневного срока, предусмотренного для начала управления МКД, управляющая организация вполне успевала направить уведомление в орган ГЖН, который также успевал внести изменения в реестр. Если же в договоре указывалась дата начала управления МКД, необходимо было определить указанную дату с учетом срока направления уведомления и срока внесения изменений в реестр. В принципе, установленные ограничения не были так уж существенны.

Федеральным законом от 31.12.2017 № 485-ФЗ в ЖК РФ были внесены поправки, в соответствии с которыми с 11.01.2018 вступила в силу следующая редакция части 7 статьи 162 ЖК РФ: «7. Управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом».

Таким образом реестр лицензий из некого источника информации фактически превратился в источник прав и обязанностей. Из совокупности части 7 статьи 162 и части 4 статьи 198 ЖК РФ теперь следует, что право и обязанность по управлению МКД возникает у УО с момента внесения изменения в реестр лицензий, независимо от того, когда был заключен договор управления и какая дата указана в данном договоре в качестве даты начала его действия.

А момент внесения изменений в реестр лицензий определяет орган Госжилнадзора.

Следовательно, органы ГЖН теперь не только осуществляют жилищный надзор и лицензионный контроль, а своими решениями устанавливают, какая управляющая организация с какой даты какими домами будет управлять. Назвать такую функцию надзорной весьма затруднительно.

Дополнительно важно обратить внимание, что часть 3 статьи 198 ЖК РФ в действующей редакции уже не устанавливает 3-хдневный срок для внесения изменений в реестр лицензий, а ссылается на порядок и сроки, утвержденные Приказом Минстроя России от 25.12.2015 № 938/пр, которым определено, что орган ГЖН принимает решение в течение 10 рабочих дней, а в качестве вариантов таких решений предусмотрено либо решение о внесении изменений в реестр, либо решение об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов, либо решение о приостановлении рассмотрения заявления.

При этом внесение изменений в реестр лицензий возможно только «с первого числа календарного месяца, следующего за датой, указанной в соответствующем решении, но не ранее срока, определенного в договоре управления многоквартирным домом и с которого лицензиат начинает осуществление деятельности по управлению указанным домом».

Автор статьи убежден, что действующие нормы жилищного законодательства РФ создают большие возможности для злоупотреблений специалистов органов Госжилнадзора, а сами эти органы могут не только осуществлять контроль и надзор, но и вмешиваться в договорные отношения между собственниками помещений и УО. Такая ситуация представляется неприемлемой!

Аналогии

Конечно, можно заявлять, что ничего особенного в необходимости внесения изменений в реестр лицензий нет, что в ряде других сфер тоже существуют реестры, являющиеся источниками прав и обязанностей.

Например, часть 2 статьи 8.1 ГК РФ устанавливает, что «права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр», а часть 3 статьи 433 ГК РФ определяет, что «договор, подлежащий государственной регистрации, считается для третьих лиц заключенным с момента его регистрации».

Читайте также:  Какие вопросы решает жилищная инспекция по жкх

Однако, стоит обратить внимание, что отсутствие государственной регистрации договора, подлежащего такой регистрации, вовсе не делает такой договор необязательным для его сторон. А вот договор управления не подлежит исполнению, независимо от волеизъявления сторон такого договора, пока решение о «разрешении» его исполнения не примет орган Госжилнадзора.

Что касается регистрации права на имущество, тут тоже стоит отметить, что, например, при совершении сделки купли-продажи недвижимого имущества право собственности на это имущество действительно возникает у покупателя только после государственной регистрации такого права. Но это не означает, что покупатель до момента такой регистрации не имеет возможности получить, например, права пользования и/или владения таким имуществом – указанные составляющие права собственности могут быть приобретены без государственной регистрации.

А право на управление МКД, вытекающее из договора управления, заключенного между собственниками и УО, не может возникнуть без соответствующей записи в реестре лицензий. А как же принципы свободы договора, установленные гражданским законодательством РФ? Вероятно, в вопросах управления МКД такие принципы неприменимы – ведь не стороны договора, а ГЖИ фактически принимают решения о том, какая управляющая организация, с какой по какую дату, какими конкретно МКД будет управлять.

Заключение

С учетом широких полномочий органов Госжилнадзора, при отсутствии установленной законодательством ответственности за «не усмотрение нарушений», у ГЖИ возникают довольно существенные возможности для злоупотреблений.

Введение лицензирования деятельности по управлению МКД, возложение на ГЖИ полномочий по лицензированию и лицензионному контролю обеспечивают расширение этих возможностей.

Превращение реестров лицензий из информационных ресурсов в источник прав и обязанностей существенно ограничивает права участников жилищных отношений и не только дает органам Госжилнадзора дополнительные возможности для злоупотреблений, но и превращает ГЖИ из чисто надзорных органов в органы, осуществляющие принятие решений о праве управления тем или иным МКД той или иной управляющей организации, несмотря на то, что такие организации уже имеют лицензии на право управления МКД, а собственники помещений отдельных многоквартирных домов приняли на общих собраниях решения о выборе лиц, управляющих их домами и об условиях такого управления.

Таким образом, ГЖИ субъектов РФ имеют возможность не только осуществлять жилищный надзор, но и регулировать отдельные аспекты деятельности управляющих организаций, управлять их деятельностью, фактически осуществляя грубое вмешательство в договорные отношения.

Органы государственного жилищного надзора (далее – Госжилнадзор, ГЖН), которыми в подавляющем числе регионов России являются государственные жилищные инспекции (далее – ГЖИ), осуществляют не только жилищный надзор, но и лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами и лицензионный контроль. … И такие полномочия , с учетом последствий внесения/невнесения изменений в … Федеральным законом от 31.12.2017 № 485-ФЗ в ЖК РФ были внесены поправки, в…

Положение

Положение о государственной жилищной инспекции Сахалинской области, утвержденное Постановлением Правительства Сахалинской области от 22.05.2015 № 173 «Об утверждении Положения о государственной жилищной инспекции Сахалинской области».

(в ред. Постановления Правительства Сахалинской области от 12.12.2019 N 564)

1. Общие положения

2. Основные задачи Инспекции

3. Полномочия Инспекции

Инспекция в соответствии с возложенными на нее основными задачами осуществляет следующие полномочия:
3.1. Осуществляет региональный государственный жилищный надзор на территории Сахалинской области за соблюдением обязательных требований, в том числе за соблюдением порядка обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме.
(в ред. Постановления Правительства Сахалинской области от 12.12.2019 N 564)
Региональный государственный жилищный надзор осуществляется посредством:
а) организации и проведения проверок соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных обязательных требований;
б) принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, в том числе путем выдачи предписаний (представлений);
в) систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
3.2. Разрабатывает и принимает нормативные правовые акты, относящиеся к компетенции Инспекции, виды и порядок принятия которых определяются Правительством Сахалинской области.
(п. 3.2 в ред. Постановления Правительства Сахалинской области от 14.06.2018 N 260)
3.3. Осуществляет контроль за деятельностью регионального оператора по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
3.4. Осуществляет контроль за формированием фонда капитального ремонта в порядке, установленном статьей 172 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ).
3.5. Осуществляет прием и учет копий решений о создании товариществ собственников жилья, уставов, выписок из протоколов общих собраний о внесении изменений в устав товариществ собственников жилья, копий реестров членов товариществ собственников жилья, представляемых товариществами собственников жилья в Инспекцию.
3.6. Осуществляет контроль за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731.
3.7. Осуществляет лицензирование и лицензионный контроль деятельности по управлению многоквартирными домами.
3.8. Осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности лицензионной комиссии Сахалинской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами.
3.9. Осуществляет ведение реестров и размещение информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с частью 14 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».
3.10. Осуществляет в рамках своих полномочий производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации и Сахалинской области, в том числе рассматривает дела об административных правонарушениях в соответствии со статьей 23.55 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).
3.11. Проводит на регулярной основе оценку законодательства Сахалинской области в сфере деятельности Инспекции на предмет его соответствия принимаемым нормативным правовым актам федеральных органов власти. Вносит предложения по проектам законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию Инспекции.
(п. 3.11 в ред. Постановления Правительства Сахалинской области от 11.04.2016 N 180)
3.12. Осуществляет мобилизационную подготовку Инспекции, проводит работу по учету и бронированию граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации и работающих в Инспекции.
3.13. Обеспечивает соблюдение в Инспекции законодательства по вопросам защиты сведений, доступ к которым ограничен федеральными законами, в том числе по защите персональных данных.
3.14. Осуществляет мероприятия, направленные на противодействие коррупции.
3.15. Рассматривает обращения граждан и организаций по вопросам, входящим в компетенцию Инспекции.
3.16. Осуществляет взаимодействие с органами муниципального жилищного контроля в порядке, установленном Законом Сахалинской области от 05.03.2013 N 10-ЗО «О порядке осуществления муниципального жилищного контроля и порядке взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с органом исполнительной власти Сахалинской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор».
3.17. Взаимодействует с общественными организациями по вопросам, относящимся к компетенции Инспекции.
3.18. Осуществляет закупки товаров, работ, услуг для обеспечения Инспекции в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок.
3.19. Принимает участие в организации Правительством Сахалинской области выполнения юридическими и физическими лицами требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в собственности Сахалинской области и функционирующих в установленной сфере деятельности Инспекции.
(п. 3.19 введен Постановлением Правительства Сахалинской области от 26.09.2016 N 479)

4. Права

4.1. Инспекция в целях реализации полномочий в установленной сфере имеет право:
4.1.1. Проводить в установленном законом порядке плановые и внеплановые проверки.
4.1.2. Запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти Сахалинской области, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проведения проверки соблюдения обязательных требований, а также для решения вопросов, входящих в компетенцию Инспекции.
4.1.3. Пользоваться банком данных автоматизированной информационной системы Правительства Сахалинской области.
4.1.4. Взаимодействовать с федеральными органами власти, органами исполнительной власти Сахалинской области и органами местного самоуправления для решения возложенных на Инспекцию задач.
4.1.5. Заключать государственные контракты, договоры, соглашения по вопросам, отнесенным к компетенции Инспекции.
4.2. Инспекция вправе обратиться в суд с заявлениями:
— о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований ЖК РФ;
— о ликвидации товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям ЖК РФ либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества или такого кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер;
— о признании договора управления многоквартирным домом, договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме недействительными в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении нарушений требований ЖК РФ о выборе управляющей организации, об утверждении условий договора управления многоквартирным домом и о его заключении, о заключении договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, об утверждении условий указанных договоров;
— в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований;
— о признании договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия данного договора обязательным требованиям, установленным ЖК РФ.
4.3. Должностные лица Инспекции, являющиеся государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:
4.3.1. Запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований.
4.3.2. Беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии распоряжения руководителя (заместителя руководителя) Инспекции о назначении проверки посещать территорию и расположенные на ней многоквартирные дома, наемные дома социального использования, помещения общего пользования в многоквартирных домах; с согласия собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, нанимателей жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования посещать такие помещения в многоквартирном доме и проводить их обследования; проводить исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю, проверять соблюдение наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений, соблюдение лицами, предусмотренными в соответствии с частью 2 статьи 91.18 ЖК РФ, требований к представлению документов, подтверждающих сведения, необходимые для учета в муниципальном реестре наемных домов социального использования; проверять соответствие устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям законодательства Российской Федерации; по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива правления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья или правлением товарищества собственников жилья председателя правления такого товарищества, правомерность избрания правлением жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива председателя правления такого кооператива, правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с ней договора управления многоквартирным домом в соответствии со статьей 162 ЖК РФ, правомерность утверждения условий этого договора и его заключения, правомерность заключения с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерность заключения с указанными в части 1 статьи 164 ЖК РФ лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерность утверждения условий данных договоров.
(в ред. Постановления Правительства Сахалинской области от 12.12.2019 N 564)
4.3.3. Выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
4.3.4. Составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений.
4.3.5. Направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.

Читайте также:  Документы для жилищной инспекции

5. Организация деятельности

6. Ответственность

6.1. Инспекция как орган государственной власти Сахалинской области несет ответственность за нарушение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, Устава Сахалинской области, законов Сахалинской области и иных нормативных правовых актов Сахалинской области, а также обеспечивает соответствие принимаемых им актов действующему законодательству Российской Федерации и Сахалинской области.
6.2. Инспекция как юридическое лицо в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств.
6.3. Государственные гражданские служащие Сахалинской области, замещающие должности в Инспекции, несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, за нарушение трудовой дисциплины в соответствии с законодательством Российской Федерации и Сахалинской области.

Основные задачи и полномочия . Указанными законами предусмотрен внушительный список задач, полномочий , прав и обязанностей инспекции , но детальному рассмотрению подвергнем главные из них. Задачами являются: выявление и пресечение нарушений жилищного законодательства; защита прав потребителя на получение жилищных и коммунальных услуг. … Какие права и обязанности имеет жилищная инспекция . В обязанности жилищной инспекции входит: осуществлять возложенные на нее функции по надзору в своей сфере деятельности

ГЖН всемогущий: полномочия органов государственного жилищного надзора

Задача жилищно-коммунального хозяйства – обеспечить комфортные и безопасные условия проживания граждан. Для государственного контроля над выполнением данной задачи, в 1994 году организована специальная структура с функцией инспектирования объектов жилой сферы. Практика показывает, что далеко не все жители многоквартирных домов (МКД) знают о существовании жилищной инспекции. В статье можно узнать: чем занимается данная организация, что входит в компетенцию инспекторов и как получить помощь, если нарушаются жилищные права.

Государственная жилищная инспекция (ГЖИ) – определение и правовой статус

ГЖИ является государственным органом, занимающимся надзором в сфере ЖКХ и следящая за управлением жилыми домами. Выполняя задачи контроля, она имеет разрешительные функции в области эксплуатации объектов недвижимости. По сути, жилинспекция является посреднической организацией между собственниками жилых квартир, управляющими компаниями (УК) и муниципальными/государственными структурами власти.

Необходимость формирования ГЖИ была вызвана появлением у жильцов не только собственных квартир, но и общедомовых территорий, нуждающихся в постоянном ремонте и уходе. Организация наделена государством полномочиями по обеспечению безопасности граждан при эксплуатации МКД.

Структура Госжилинспекции в России

В системе присутствует федеральное управление, но осуществление контроля производится в рамках определенного территориального субъекта. Это означает, что в каждом регионе Российской Федерации существует своя ГЖИ. Управлением на местах занимаются городские и муниципальные отделения организации.

Отдельные подразделения ГЖИ контролируют правильность начисления платы за коммунальные услуги, курируют лицензионную деятельность жилищно-коммунальных хозяйств и управляющих организаций, отслеживают технические неполадки. Специалистами инспекции выносятся заключения о безопасности проживания в МКД, присваивается статус аварийного или ветхого жилья.

Нормативная база, на основании которой действует ГЖИ

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 493 о ГЖИ, инспекция в своей деятельности руководствуется законодательно установленными правилами, нормативами и актами:

  • Конституцией России, гарантирующей гражданам право безопасности их собственности;
  • Гражданским кодексом РФ;
  • Жилищным кодексом РФ, устанавливающим правила использования квартиры в жилых домах, а также правила управления многоквартирными жилыми строениями;
  • Кодексом об административных правонарушениях.

Проверка заявлений и обращений граждан проводится на основании ФЗ № 294, регулирующим права индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при проведении государственного и муниципального надзора.

Помимо этого, административный регламент работы жилищной инспекции регулируется ведомственными постановлениями и актами регионального уровня.

Какие проблемы позволяет решить ГЖИ

Если не убирается прилежащая территория, несвоевременно вывозятся бытовые отходы, не работают лифты, отсутствует освещение в местах общего пользования, а также не убираются подъезды или перекрыты запасные пожарные выходы, то эти вопросы тоже могут рассматриваться жилищной комиссией. Туда же можно пожаловаться на невыполнение председателями или управляющими своих обязанностей. Инспекция также контролирует создание управленческих предприятий и их работу.

Жилищные инспекции могут направлять в суд исковые заявления об отмене решений общих собраний правообладателей жилья, о прекращении деятельности УК, об аннулировании договоров найма и по многим другим вопросам, которые могут возникать при несоблюдении норм законодательства в сфере жилья. Это мера применяется при неисполнении должностными и физическими лицами выданных прежде предписаний о ликвидации выявленных нарушений.

Вопросы, которые рассматривает жилинспекция, могут касаться:

  • нарушения правил и норм предоставления коммунальных услуг;
  • необоснованно завышенных тарифов;
  • несоблюдения законодательства при создании управляющего органа;
  • невыполнение пунктов договора по оказанию различного вида жилищных услуг;
  • некачественно проведенного текущего или капитального ремонта жилья:
  • плохого содержания общего имущества в многоквартирном доме;
  • неэффективного ухода за прилежащим участком территории.

Жилищная инспекция следит за соблюдением правил оказания коммунальных услуг населению и защищает их интересы. В случаях бездействия управляющей организации в решении каких-либо вопросов, обращение собственников в инспекцию позволяет быстро устранить проблему.

Однако инспектирующие органы не имеют права вмешиваться в финансовые дела предприятий. Этими вопросами занимаются органы прокуратуры.

Цели и задачи ГЖИ

Для реализации основной цели по учету и контролю над сохранностью и безопасностью жилого фонда, органы ГЖИ уполномочены:

  • принимать от населения жалобы и обращения в части нарушений закона, рассматривать их и назначать меры по устранению противоправных действий;
  • рассматривать спорные вопросы в области коммунальных услуг, опираясь на закон о защите прав потребителей услуг;
  • контролировать УК, с целью выявления халатного отношения к своим обязательствам;

ГЖИ поставлена задача следить за уровнем качества проживания в МКД, и не допускать ухудшающих изменений в условиях эксплуатации жилых зданий.

Полномочия инспекции ГЖИ

Полномочия инспекции ГЖИ

Лицензирование отдельных видов деятельности – это не исчерпывающие полномочия ГЖИ. Кроме этого, инспекция государственного жилищного надзора:

  1. Проводит обследование МКД и других домов, составляющих жилищный фонд, для проверки их энергетической эффективности;
  2. Устанавливают или присваивают класс этой эффективности МКД;
  3. Проводит систематический мониторинг выполнения требований органами власти и субъектами предпринимательской деятельности, а также частными лицами;
  4. Осуществляют проверку состояния МКД в регионе ответственности;
  5. Организуют прием и учет уставных документов ТСН, ТСЖ, ЖСК;
  6. Ведет реестры специальных счетов, недобросовестных УК, выданных лицензий;
  7. Занимается информированием местных органов власти, а также соответствующих региональных операторов о тех МКД и частных домовладениях, которые не определились со способом формирования фонда, средства которого направляются на капитальный ремонт;
  8. Готовит статистику в утвержденных формах;
  9. Размещает заказы на товары и услуги на нужды ГЖИ в соответствии с установленным действующим законодательством регламентом;
  10. Проводит аттестацию экспертов, которых привлекают для контролирующих мероприятий, проводимых в рамках законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности (№ 294-ФЗ);
  11. Принимает участие при разработке законодательных инициатив в области эксплуатации жилищного фонда и предоставления коммунальных услуг;
  12. Самостоятельно готовит проекты таких законодательных актов, предоставляет их региональному правительству, губернатору области.
Читайте также:  Надзор за деятельностью жилищной инспекции

Перечень полномочий не исчерпывающий. Все они отражаются в документе, который называется положение о ГЖИ (Вот, например, положение о ГЖИ Санкт-Петербурга). Оно отрабатывается для каждого субъекта федерации, утверждается его правительством.

Основные функции

Помимо УК, инспекция контролирует деятельность юридических лиц, участвующих в процессах организации проживания граждан: жилищно-эксплуатационных управлений, товариществ собственников жилья (ТСЖ), жилищно-строительных кооперативов. В ее основные обязанности входит проверка:

  • порядка эксплуатации жилых строений и прилегающих территорий;
  • состояния жилых зданий, включение их в программы капитального ремонта;
  • своевременного проведения работ по ремонту и надлежащего обслуживания систем жизнеобеспечения дома;
  • количества потребления коммунальных услуг, а также законность установленных норм;
  • проведения сезонных работ, касающихся коммунального оборудования;
  • состояния жилых квартир, проведения в них ремонта коммунальных систем.

Жилинспекция оказывает консультативную помощь и взаимодействует с управляющей организацией, получающей лицензию.

Какие вопросы поможет решить

Поводы для обращения в жилищную инспекцию могут быть разными. Вот круг проблем, с которыми она поможет справиться.

  1. Ненадлежащее исполнение правил по содержанию и ремонту жилья, а также нарушения, касающиеся норм предоставляемых коммунальных услуг.
  2. Установление тарифа на услуги и плата за них.
  3. Заключать договор об оказании коммунальных услуг тоже можно посредством такого органа надзора, как ГЖИ.
  4. Рассмотрение жалоб о том, что жилье содержится не на должном уровне, а жилые помещения используются ненадлежащим образом.
  5. Управление многоквартирным домом (МКД) и все вопросы, с ним связанные.
  6. Если жильцы не довольны тем, как содержится и используется общее имущество МКД, с жалобами можно обратиться в жилищную инспекцию.
  7. Через ГЖИ можно решить вопрос и об установке приборов, учитывающих потребление коммунальных услуг.

Получается, что жилищная инспекция – это тот орган надзора, который должен рассматривать все жалобы и претензии на УК, ТСЖ и другие организации, имеющие отношение к управлению жилыми домами и оказывающими коммунальные услуги.

Какие вопросы входят в компетенцию ГЖИ

В компетенцию ГЖИ входит следующее:

  • признание жилого здания, многоквартирного дома, непригодным для проживания;
  • прием и регистрация заявлений жильцов;
  • получение платежей за коммунальные услуги, распоряжение ими;
  • вопросы переустройства жилых помещений;
  • обращение в судебные инстанции при выявлении нарушений строительства либо использования жилых помещений.

Инспекции поручено официально заверять протоколы общего собрания жильцов ТСЖ, с решениями о разрешении пристроек и переустройства помещений в жилом доме.

Специальные подразделения ГЖИ проводит экзаменационные тестирования руководителей и ответственных лиц предприятий ЖКХ, на предмет знаний о порядке ведения жилищно-коммунального хозяйства. По результатам экзаменов выдается аттестат, позволяющий занимать соответствующие должности в данной области.

Функции жилищной инспекции

Многие граждане даже не знают, какие вопросы решает жилищная инспекция, а ведь это может помочь многим жильцам многоквартирных домов решить многие проблемы по обустройству дома и придомовой территории.

В эту организацию можно обратиться со следующими проблемами, такими как:

  • неудовлетворенность работой ЖКХ;
  • признание дома непригодным для проживания;
  • улучшение жилищных условий граждан;
  • неэкономное расходование ресурсов;
  • нерациональное использование коммунального инвентаря;
  • использование жилых помещений или придомовой территории не по прямому назначению;
  • установка приборов учета электроэнергии, газа и т. д.;
  • осуществление перепланировки, переустройства квартир и др.

Полномочия жилищной инспекции в отношении управляющих компаний:

  • эта инстанция контролирует состояние тротуаров, дорожного покрытия возле многоквартирных домов;
  • контролирует работу управляющих компаний, обслуживающих многоквартирные дома;
  • принимает жалобы, заявления граждан, которые не удовлетворены работой ЖКХ;
  • осуществляет контроль за расходованием средств на осуществление ремонтов ЖКХ;
  • следит за общим состоянием придомовой территорией, инженерными коммуникациями, техническим состоянием дома, контролирует соблюдением правил пожарной безопасности, санитарных норм;
  • сотрудники жилищной инспекции имеют право проводить экспертизы, обследования, проверять законность создания управляющей компании, товарищества собственников жилья, проверяют законность избрания должностных лиц вышеупомянутых компаний и др.

В своей работе сотрудники жилищной инспекции придерживаются следующих законов: Конституции РФ, КоАП, норм Гражданского и Жилищного кодексов РФ.

Полномочия и права инспектора ГЖИ

В сферу обязанностей инспектора ГЖИ входит следующее:

  • лично принимать граждан;
  • собирать информацию от жильцов и организаций о пользовании жилым домом, качестве коммунальных услуг и обслуживании территории здания;
  • фиксировать нарушения законодательства;
  • составлять административные протоколы для привлечения виновных к ответственности;
  • рассматривать обращения граждан;
  • собирать жильцов дома для проведения разъяснительных лекций;
  • проводить мероприятия по борьбе с хищениями;
  • инициировать рассмотрение спорных вопросов в судебных инстанциях;
  • содействовать заключению договоров с поставщиками услуг, необходимых для поддержания здания в надлежащем порядке.

Для исполнения обязанностей законом закреплено право инспектора на беспрепятственный доступ в помещения МКД, в том числе в квартиры.

Действия жилищной инспекции при получении жалобы от жильцов

Основанием для жалоб может быть элементарное несоответствие качества услуг:

  • придомовая территория убирается плохо;
  • лифты нерегулярно работают;
  • в подъезде не производится влажная уборка.

Жильцы могут пожаловаться в жилищную инспекцию на ресурсоснабжающую организацию.

Обращения подаются в письменном виде. На их рассмотрение отводится 30 суток с момента регистрации заявления. Если проблема не входит в компетенцию ГЖИ, то обращение должно быть перенаправлено в соответствующие структуры в течение 7 рабочих дней со дня регистрации. При этом обратившийся гражданин должен быть уведомлен об этом.

В том случае, если возникает необходимость в дополнительных запросах, сроки рассмотрения заявления могут превысить 30 суток. Это возможно, только если нет угрозы безопасности.

Жалоба в жилищную инспекцию подается по образцу, установленному законодательно. Контакты Госжилинспекции можно найти в интернете. К заявлению прилагаются документы, удостоверяющее право проживания по данному адресу, копии обращений в управляющую компанию и ответы на них.

После получения жалобы ГЖИ проводит проверку работы УК, и если факты нарушений подтвердятся, то руководителю управляющей компании будет выписан штраф и постановление об устранении недочетов. На это ему будет отведен определенный срок, и если в заданное время проблема не будет устранена, то последуют очередные штрафы, постановления и даже судебные разбирательства.

При проверке инспектор будет проверять работу УК полностью, а не только факты, указанные в обращении. В связи с этим возможно, что будут обнаружены и другие проблемы.

Что нужно, чтобы подать заявление (обращение или жалобу) в ГЖИ?

Во всех областях Российской Федерации требования аналогичны, но могут варьироваться. Все личные или групповые обращения в письме граждан и компаний необходимо отправлять почтой по адресам месторасположения Управлений ГЖИ.
В заявлении/обращении/жалобе указывается:

  • полное название госоргана;
  • имя, отчество, фамилия заявителя;
  • почтовый индекс, куда администрация отправит ответ (в групповом обращении нужно оставить адрес одного из подписавшихся);
  • личная роспись, дата, по желанию — контактный номер телефона.

По возможности назовите, какому именно должностному лицу адресовано обращение (сообщите его ФИО, пост). Напишите, обращались ли вы ранее (с названием учреждения), как давно, согласны ли вы с ответом уполномоченного должностного лица. Приложите копии предыдущих обращений вместе с ответами. Это существенно сократит время ожидания и позволит сотрудникам ГЖИ быстро и качественно рассмотреть поднятые вами вопросы.

Госжилинспекция может не отвечать в ситуациях:

  • если гражданин не обозначил свой почтовый индекс и фамилию;
  • если заявление / обращение / жалоба включает ненормативную лексику, либо оскорбительные лозунги, запугивания, шантаж, угрозы должностному лицу и его родственникам;
  • если письмо не читаемо (тогда обращение не рассматривает представителями органов власти, а заявителю отправляют уведомление, если адрес возможно прочесть);
  • если гражданин неоднократно задавал этот вопрос, и ему давались подробные развернутые ответы (уполномоченное лицо может назвать очередное обращение безосновательным и прекратить переписку с гражданином, уведомив его об этом);
  • если вопрос касается государственной тайны или персональных данных других граждан РФ.

Касаемо содержания письма, есть пара незамысловатых советов, способных помочь вам более точно описать суть вопроса:

  1. письмо в официально-деловом стиле лучше воспринимается работником государственного аппарата (избегайте экспрессивно-окрашенных слов, неоднозначных слов, сравнений, сложных по конструкции предложений);
  2. не отходите от вопроса, периодически проговаривайте его, не пишите сразу обо всем, лучше, чтобы в обращении было не более 2–3 вопросов, объединенных общей темой;
  3. не стоит исключительно жаловаться, отличной идеей будет предложить решение самому.

Также можно чиновнику лично, записавшись предварительно на встречу в приемный день. Не забудьте, что при личной аудиенции с должностным лицом гражданин обязан предоставить удостоверяющий личность документ.

Понадобятся:

  • постановление, где Государственная жилищная инспекция области присваивает вашему дому статус ветхого жилья;
  • паспорт встающего на учет;
  • выписка из домовой;
  • справка о наличии жилого помещения или его отсутствии;
  • форма заявления с просьбой об улучшении условий проживания;
  • возможно, медицинские справки.

В заявлении необходимо указать следующее:

  1. причину запроса;
  2. информацию о заявителе, наличие льгот;
  3. описание сути проблемы;
  4. если были судебные слушания по этой проблеме, приложить решение суда;
  5. сформулированная просьба;
  6. подпись и дата.

Граждане Российской Федерации, уличенные в намеренном ухудшении состояния жилья, получают отсрочку в 5 лет в выдаче лучшего жилья. Например, обменяв жилое помещение на жилье меньшего размера. Или увеличив количество зарегистрированных жильцов путем прописки других лиц.

Кто такой главный государственный жилищный инспектор Российской Федерации, его полномочия , функции, обязанности и права . По каким вопросам можно обратиться к главжилинспектору? … Но что делать, если жилищная инспекция бездействует? Кому она подчиняется и, соответственно, куда отправлять свои жалобы на ГЖИ? Если речь идет о бездействии районной инспекции , то главной над ней будет являться инспекция областная. Областную ГЖИ контролирует Главная государственная жилищная инспекция Российской Федерации. Но наиболее действенным станет обращение с исковым заявлением в суд, а затем и в прокуратуру. Полезные рекомендации

Источники
  • https://acato.ru/articles/20190913/gzhi-nadzor-ili-naznachenie-ispolnitelej-uslug
  • https://gji.sakhalin.gov.ru/about/polozhenie/
  • https://vhl55.ru/prava-potrebitelya/chto-proveryaet-zhilishchnaya-inspekciya-v-upravlyayushchej-kompanii.html

Рейтинг
Загрузка ...