Жилищная инспекция сфера деятельности

Чем занимается жилищная инспекция? Среди многочисленных органов она – одна из организаций, чей предмет деятельности, наверное, понятен каждому человеку. Однако, если говорить подробнее, то она наделена полномочиями, направленными на защиту и охрану прав граждан.

Содержание

Управляющие компании в ЖКХ

Управляющая компания — это организация, которая обслуживает многоквартирный дом, а собственники квартир ей за это платят.

Такие компании следят за лифтами, поддерживают чистоту в подъездах, ремонтируют трубы в доме. Еще они в ответе за то, чтобы не текла крыша и ни на кого не упала сосулька.

Основной документ, регулирующий деятельность управляющей компании, — Жилищный кодекс РФ.

Что входит в обязанности УК

У управляющих компаний две основных обязанности: по договору они обслуживают дом и контактируют с другими поставщиками коммунальных услуг.

Как управляющая компания обслуживает дом:

  1. Ремонтирует и обслуживает общее имущество: лестничные площадки, сами лестницы, чердаки и подвалы.
  2. Ремонтирует отопление, водопровод и электричество в квартирах.
  3. Занимается вопросами пожарной безопасности. Например, следит, чтобы на этажах были пожарные краны и шланги, чтобы они работали.
  4. Следит за чистотой в подъездах и во дворе круглый год.
  5. Вывозит мусор.
  6. Нанимает работников и оплачивает их труд. Например, содержит штат дворников, сантехников, электриков и уборщиц.

Контакты с другими поставщиками. Кроме управляющей компании дом обслуживают другие поставщики коммунальных услуг: за электричество, воду и отопление управляющая компания обычно не отвечает.

Она выступает посредником между поставщиками и жильцами дома:

  1. Контролирует счетчики коммунальных услуг. Часто управляющая компания отправляет поставщикам показания квартирных счетчиков за жильцов.
  2. Собирает плату и работает с должниками. Люди платят поставщикам, а управляющая компания помогает в этом.
  3. Предупреждает собственников о перебоях. Например, если будут менять трубы и отключат воду.
  4. Информирует об авариях. Если на линию электропередач рухнул столб, УК не будет это чинить, но может сообщить, что произошло и когда дадут свет.

В каких вопросах управляющая компания может и не может помочь

Услуга Может помочь Не может помочь
Уборка в подъезде На лестницах грязь — УК нанимает и отвечает за уборщиц Сосед высыпает мусор перед дверью — разбирайтесь с соседом или обратитесь в полицию
Электричество У вас перегорела лампочка — если не можете поменять сами, УК пришлет электрика. Услуга может быть платной Авария на линии электропередач — УК только проинформирует, а ремонтировать будет поставщик электроэнергии
Водопровод В квартире сломался кран — УК пришлет сантехника Летом отключили горячую воду и ведут технические работы — УК только предупредит об отключении
Отопление Зимой в вашей квартире холодные батареи, а у соседей горячие — УК проверит систему отопления В холодное время года просто плохо топят — это поставщик может экономить топливо

У вас перегорела лампочка — если не можете поменять сами, УК пришлет электрика. Услуга может быть платной

Как проверять УК

Управляющие компании размещают информацию на сайтах и предоставляют ее по требованию собственника.

  1. Правильно ли выставили счета для оплаты коммунальных услуг. Не завышены ли тарифы.
  2. Как управляющая компания выполняет свои обязанности по договору — что сделала, что планирует сделать.

Поищите на сайте. Управляющие компании выкладывают в интернет:

  1. Список тарифов и обязательных платежей с ценами. Сравните этот документ со своими квитанциями. Если тарифы в вашей квитанции выше, это нарушение со стороны управляющей компании.
  2. Отчет о работе. В нем вы найдете данные о расходах управляющей компании по содержанию дома за определенный период. Например, если в доме и вокруг грязно, проверьте, сколько дворников и уборщиц наняла управляющая компания.

Напишите обращение. Эти же вопросы можно задать с помощью заявления в управляющую компанию. Заявление подавайте в приемную в двух экземплярах: один забираете себе со штампом секретаря. Если подаете заявление через интернет, сделайте скриншот экрана.

Сайт воронежской УК «Новый взгляд» с тарифами на коммунальные услуги. Данные размещены прямо на сайте компании

Куда жаловаться на управляющую компанию

Органы исполнительной власти. С жалобами на УК работают:

Некоммерческие организации. С нарушениями в жилищно-коммунальном хозяйстве борются политические партии и общественные организации, например общества по защите прав потребителей.

Суд. Если жалобы не помогают, вы имеете право подать иск в суд. Почитайте, как правильно выбрать суд.

Кто контролирует управляющие компании

Нормативы и критерии качества коммунальных услуг определяют Министерство строительства РФ и Министерство энергетики РФ. Нормативы показывают, что и в каком объеме нужно среднему гражданину в месяц. Например, сколько воды или электричества он использует, сколько топлива уйдет на отопление. Также Минстрой указывает, что считать качественной или некачественной работой УК и других поставщиков. В целом эти министерства больше издают методические указания, как контролировать, чем проводят проверки.

Ответственность за нарушение нормативов: ст. 7.23 КоАП РФ

Лицензирование. Управляющие компании лицензирует Госжилнадзор, а потом устраивает для них проверки. Это называется лицензионным контролем. В ходе таких проверок жилищная инспекция ищет нарушения — и если найдет, то может отозвать лицензию. Если вы сообщите о нарушении в Госжилнадзор, они могут провести внеплановую проверку УК .

Контроль за тарифами. Федеральная антимонопольная служба следит, чтобы управляющая компания устанавливала тарифы на услуги по закону. Этим же занимается региональный комитет по тарифам, а если его нет — региональное министерство энергетики.

Ответственность за нарушение правил содержания и ремонта: ст. 7.22 КоАП РФ

Жильцы дома тоже могут контролировать свою управляющую компанию — об этом мы рассказали выше.

Жилищная инспекция – это орган исполнительной власти, созданный для защиты прав собственников жилых помещений, для контроля и надзора за исполнением жилищно -коммунальных услуг. Жилинспекция выявляет нарушение в сфере жилищно –коммунального хозяйства, а также пресечение этих нарушений по заявлениям граждан. Осуществляет надзор и контроль над соблюдением прав собственников жилых помещений. Осуществляет обработку статистических данных по эксплуатации жилого фонда.

Чем занимается жилищная инспекция: обязанности и полномочия

Задача жилищно-коммунального хозяйства – обеспечить комфортные и безопасные условия проживания граждан. Для государственного контроля над выполнением данной задачи, в 1994 году организована специальная структура с функцией инспектирования объектов жилой сферы. Практика показывает, что далеко не все жители многоквартирных домов (МКД) знают о существовании жилищной инспекции. В статье можно узнать: чем занимается данная организация, что входит в компетенцию инспекторов и как получить помощь, если нарушаются жилищные права.

Законодательное регулирование

Ее работа организована в соответствии с целым перечнем законодательных актов. Без их изучения понять, чем занимается жилищная инспекция, трудно:

Жилищная инспекция чем занимается

Чаще в юридической практике применяются предпоследние два нормативных акта. Они наиболее полно отражают полномочия и сферу, в которой обязана действовать инспекция.

Определение

Что такое жилищная инспекция, можно прочесть из данных в Википедии. Это государственный орган исполнительной власти жилищного надзора за работой управляющих организаций ЖКХ.

До 2013 г. эта инстанция функционировала на основании Постановления Правительства № 1086 от 26.09.1994 г. С 2013 г. сотрудники инспекции в своей работе придерживаются Положения Постановления Правительства № 493 от 11.06.2013 г.

Жилищная инспекция подчиняется региональным министерствам ЖКХ, а в некоторых регионах РФ вышестоящей инстанцией этой структуре признается вице-губернатор.

Основная задача ГЖИ – контролировать соблюдение жилищно-коммунальными хозяйствами нормативных и законодательных норм в сфере предоставления населению коммунальных услуг, осуществлять контроль за сохранностью жилищного фонда государства.

Задачи инспекции

Чем занимается жилищная инспекция? Ответ на этот вопрос содержится в вышеуказанных актах:

  • выявление и принятие мер по прекращению нарушений, допускаемых гражданами, юридическими лицами, организациями и органами власти;
  • надзор за выполнением законодательства об энергосбережении;
  • выявление и принятие мер к прекращению нарушений жилищного законодательства;
  • контроль над исполнением нормативов по содержанию и использованию жилого фонда независимо от формы собственности и принадлежности;
  • контроль над исполнением нормативов по содержанию и использованию общего имущества многоквартирных домов;
  • надзор за деятельностью организаций и предпринимателей, управляющих многоквартирными домами;
  • надзор за деятельностью фондов по капитальному ремонту;
  • надзор за правильностью взимания платы за жилищные и коммунальные услуги.

Это примерный перечень того, чем занимается жилищная инспекция, функции или направления ее деятельности.

Как пожаловаться в жилищную инспекцию?

Прежде чем идти в жилищную инспекцию следует решить вопрос с обслуживанием дома и придомовой территории на местном уровне – написать жалобу в управляющую компанию. Если заявление будет проигнорировано либо заявитель будет неудовлетворен ответом или действиями управляющей компании, тогда он может подать жалобу в жилищную инспекцию.

Жилищные инспекции функционируют в крупных городах РФ. Существуют областных инспекции в областях и регионах. Жалоба подается в письменном виде путем отправления письма либо лично.

В инспекцию можно подать жалобу по любым вопросам, которые не были решены управляющей компанией. Например, на недостаточное освещение подъездов, на отсутствие ремонта, недостаточную температуру воды, повреждение общедомового имущества, плохую уборку дома и др.

Как написать жалобу в жилищную инспекцию?

Заявление-жалоба пишется в произвольной форме, но с обязательным указанием следующей информации:

  • наименование адресата– кому подается жалоба;
  • данные об адресанте – Ф. И. О. заявителя, место его проживания, контактный номер телефона;
  • суть жалобы – причина подачи заявления (важно, чтобы информация была краткой и емкой);
  • информация о том, какие действия предпринимались перед тем, как было подано заявление в жилищную инспекцию (указать, что заявление подавалось в управляющую компанию, обязательно приложить копию письма-обращения);
  • перечисление ссылок на нарушение норм жилищного законодательства;
  • предложения по устранению проблемы;
  • дата, подпись заявителя.
Читайте также:  Исполняющему обязанности начальника жилищной инспекции

Можно написать коллективную жалобу от всех жильцов дома, которые заинтересованы в скорейшем решении проблемы. В таком случае в конце текста документа каждый жилец должен поставить свою подпись с расшифровкой, указать номер квартиры и дома.

Жалобу нужно написать в двух экземплярах – один оставить у секретаря, а на втором попросить поставить отметку о том, что заявление было принято (на документе должна быть проставлена дата получения жалобы, подпись и расшифровкой). Если жалоба отправляется по почте, тогда следует отправить документ заказным письмом с уведомлением.

Причины отказа в рассмотрении жалобы

В некоторых случаях регистратор может не принять жалобу гражданина или не ответить на нее. Такое может случиться, если:

  • заявитель не указал о себе никакой информации – не написал свои идентификационные данные, адрес проживания, контактный номер телефона;
  • текст заявления написан неразборчивым почерком;
  • гражданин решил задать вопрос, который не касается полномочий и компетенции жилищной инспекции либо этот вопрос является государственной тайной;
  • в тексте жалобы присутствует ненормативная лексика, оскорбления или угрозы;
  • гражданин ранее уже получал ответ на тот же вопрос.

Для того чтобы сотрудники жилищной инспекции помогли решить тот или иной вопрос, касающийся работы управляющей компании, товарищества собственников жилья, необходимо грамотно описать проблему:

  • четко и лаконично изложить в заявлении суть вопроса;
  • предложить четкое решение проблемы;
  • текст жалобы должен быть написан в официально-деловом стиле;
  • в жалобе не стоит задавать больше 2 вопросов.

Подача жалобы в жилищную инспекцию онлайн

В некоторых городах жилищные инспекции имеют свои сайты, куда можно подать обращение. Для этого нужно найти официальный сайт инспекции нужного региона, зарегистрироваться на портале, найти раздел «Интернет-приемная», заполнить форму, указав Ф. И. О. заявителя, контактный номер телефона, адрес электронной почты, кратко изложить суть обращения.

При необходимости к заявлению можно приложить сканированные копии документов.

Электронное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации. Ответ на заявление отправляется на электронную почту заявителя либо же гражданин получает ответ заказным письмом.

Полномочия инспекции

Теперь разберемся конкретно, чем занимается жилищная инспекция, выполняя свои задачи:

  • организация проверок по выполнению гражданами и организациями, предпринимателями требований законодательства;
  • рассмотрение жалоб граждан и организаций;
  • принятие мер согласно законодательству при выявлении нарушений;
  • участие в процессе принятия решения о признании жилья ветхим или непригодным для проживания;
  • анализ собранного материала в ходе систематического наблюдения за поднадзорными лицами.

Способы воздействия на управляющую компанию

После получения жалобы компетентные органы жилищной инспекции должны инициировать проведение проверки работы управляющей компании.

Если в процессе проверки будет установлено, что обслуживающая организация действительно не справляется с возложенными на нее функциями, тогда жилищная инспекция выписывает ей предписание об устранении проблемы.

Если проблема не будет решена в четко обозначенный срок, тогда жилищная инспекция может привлечь управляющую компанию или другое юридическое лицо, которое занимается обслуживанием дома, к ответственности в виде наказания согласно ст. 7.22 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Санкция этой статьи предусматривает наложение штрафа на должностных лиц в размере 4–5 тыс. руб.; на юридических лиц – 40–50 тыс. руб.

Если обслуживающая компания не выполняет каких-то обязательств, которые привели к необратимым последствиям (травмы, гибель людей), тогда компетентный сотрудник жилищной инспекции может направить материалы дела в правоохранительные органы, чтобы те возбудили дело против управляющей компании.

Организация деятельности инспекторов

Чем занимается жилищная инспекция, хорошо видно на примере ее отдельных сотрудников, они имеют право:

  • запрашивать документы и сведения для проведения проверок;
  • проходить на территорию объектов для проведения проверок, показав удостоверение и копию приказа о проведении проверки;
  • право прохода в жилое помещение возникает, если согласие дается его собственником или владельцем;
  • проводить обследование, экспертизы;
  • проводить проверку законности создания ТСЖ;
  • проводить проверку законности положений устава ТСЖ, внесения изменений в него;
  • проверять законность избрания и назначения должностных лиц ТСЖ;
  • проверять законность выбора управляющей организации общим собранием собственников.

Чем занимается жилищная инспекция

Полномочия в части контроля над деятельностью ТСЖ, пункты, по которым инспектора вправе проводить проверки и издавать предписания, изложены непосредственно в ст. 20 жилищного кодекса.

Оформление действий

Чем занимается государственная жилищная инспекция? Уполномоченные лица вправе:

Чем занимается жилищная инспекция функции

  • рассматривать жалобы и принимать по ним решения, используя имеющиеся полномочия;
  • в ходе проверок составлять акты;
  • выдавать предписания;
  • привлекать к административной ответственности (составлять протоколы, вести административное расследование, выносить постановления по таким делам).

Рассмотрение жалоб

На их рассмотрение отводится не более месяца. Если не хватает документов или иных сведений для принятия решения, то истребуют дополнительные материалы.

Имеет ли смысл обращаться с жалобами? Имея ответы либо копии заявлений с отметками о принятии в канцелярии, гражданин будет иметь повод и фундамент для дальнейших действий. Кроме того, в судах любят интересоваться, предпринимались ли попытки уладить вопрос по-иному, без того, чтобы идти в суд.

Чем занимается государственная жилищная инспекция

Законом также предусмотрено право жаловаться непосредственно на действие или бездействие инспекции согласно нормам КАС (раздел об обжаловании действий должностных лиц). Инспектор может и согласиться с доводами заявления гражданина.

В таком случае результатом становится предписание, обязательное для нарушителей. Несогласие с доводами оформляется письмом.

Куда жаловаться на бездействие ГЖИ

Одна из важнейших функций ГЖИ — прием и реагирование на жалобы жильцов. Ответ по существу на каждое обращение должен приходить в течение месяца. Иногда жилищная инспекция бездействует или действует явно не в интересах потребителей. При решении вопросов, связанных с незаконным действием или бездействием сотрудников ГЖИ на местах, досудебное регулирование считается обязательным. Под этим понимается жалоба на местную жилищную инспекцию в областное управление — высший исполнительный орган жилнадзора в регионе — или в администрацию населенного пункта или субъекта РФ.

Жалоба на инспекцию обязательно должна содержать наименование адресата и ФИО подателя. Анонимные претензии к рассмотрению не принимаются. Если обращение в вышестоящую инстанцию не принесло результата, гражданин вправе подать иск в суд согласно КАС РФ или в прокуратуру. Последняя, в свою очередь, может инициировать проверку действий инспекции и в дальнейшем — судебное разбирательство.

Основная инстанция по защите законных прав и интересов потребителей — суд. Согласно ст. 218 КАС РФ, споры с инспекцией находятся в ведении судов общей юрисдикции по месту нахождения истца. При этом на подачу заявления отводится 3 месяца с момента, когда права были нарушены или об этом стало известно.

В этот период входит и досудебное регулирование. Но если вышестоящая жилищная инспекция не среагировала на жалобу или сделала это поздно, считается, что срок пропущен по уважительной причине. Подача исков о признании неправомерными действий или бездействия лиц, наделенных властными полномочиями, облагаются госсбором в 300 руб. (2 тыс. руб. для юрлиц) согласно п. 6.1 ст. 333.19 НК РФ.

Практика по отстаиванию прав в суде показывает, что споры с жилищной инспекцией лучше вести не в одиночку, а коллективом граждан. Разбирательства, закончившиеся победой истцов, до сих пор редкость, поэтому правильным решением станет заручиться поддержкой опытного юриста.

Проведение проверок

Согласно закону, проводятся плановые и внеплановые проверки объектов и организаций в сфере ЖКХ. В частности, уровень готовности объектов к переходу в новый отопительный сезон.

Ежегодно утверждается график плановых проверок. Если от граждан или организаций поступают жалобы, либо органы власти направляют материалы, служащие основанием для проведения проверки, она выполняется во внеплановом порядке.

Государственная жилищная инспекция функции

В ходе проверки составляется акт, в котором отражается ее ход, выявленные нарушения, ставятся подписи проверяющих и иных лиц. Несогласные вправе внести свои замечания.

Как правило, деятельность инспектора регулируется специальным регламентом или инструкцией. Результат проверки – предписания и протоколы, составленные на виновных лиц.

Порядок проведения проверок регулируется законом о защите прав организаций и предпринимателей при государственном или муниципальном контроле.

Функции муниципального жилищного контроля

Функции муниципального жилищного контроля исполняются Администрацией города, округа или региона в лице муниципальных инспекторов. В их число входит:

  • проверка соблюдения гражданами, юридическими лицами и ИП на территории субъекта РФ обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными и региональными законами в сфере ЖКХ;
  • выдача предписаний при выявлении нарушений вышеописанных требований;
  • подготовка материалов для направления в надзорные органы (ГЖИ).

Все действия муниципальных инспекторов регламентированы Жилищным Кодексом РФ.

В чем смысл предписаний?

Предписания – это официальные требования по устранению нарушений законодательства.

Государственная жилищно-коммунальная инспекция

Несмотря на обязательность, они не обладают силой судебного решения. Фактически, должностные лица не несут ответственности за их игнорирование. Среди функций государственной жилищной инспекции числится защита прав граждан, в том числе путем направления иска в суд. И не выполненное предписание – основание направить в суд иск. В случае невыполнения судебного решения, проблемой начинают заниматься судебные приставы и иные органы.

Отказ или уклонение от выполнения судебного решения со стороны должностного лица организации независимо от формы собственности влечет ответственность согласно УК.

Какие вопросы ГЖИ не решает

Несмотря на то, что на данную государственную структуру возложено много функций и обязанностей, ее действия все-таки ограничены существующей юрисдикцией. Например, вопросы, связанные с денежными затратами управляющих компаний, а также другие финансовые дела уполномоченных УК, жилищной инспекцией не решаются.

Если жильцы дома обнаружили использование финансовых и материальных активов не по целевому назначению, то данным вопросом должна заниматься прокуратура. Что входит в компетенцию госжилинспекции, так это лицензирование управляющей компании.

На базе инспекции формируется специальная комиссия, создаваемая с целью проверки УК на предмет соответствия их деятельности установленным лицензионным требованиям. Если проверка не выявила нарушений, то ГЖИ выдает лицензию, которая дает право управлять многоквартирным жилым домом. Также данную лицензию может отобрать, если деятельность УК перестала соответствовать необходимым нормам.

ВАЖНО! Жилищная инспекция также проводит экзамены директорам УК для определения их знаний о ведении ЖКХ. По итогам выдается лицензионный аттестат, который разрешает занимать руководящую должность.

Привлечение к ответственности

Получив сведения о нарушениях от иных лиц или выявив их в ходе проверки, уполномоченный сотрудник службы обязан составить протокол и принять меры к собиранию доказательств.

Жилищная инспекция – чем занимается, обязанности

Собранные материалы передаются должностному лицу, рассматривающему их, и выносится решение. Обычно этим занимается начальник управления либо иной сотрудник, получивший соответствующее поручение.

Полномочия Главного управления «Государственная жилищная инспекция Челябинской области». Текст. Поделиться. … Актуальным остается вопрос проверки финансовой деятельности управляющих организаций. Нередко в Госжилинспекцию поступают обращения граждан по вопросам о неправомерном использовании денежных средств управляющей организацией, завышении стоимости выполненных работ, произведении расчетов за выполненные работы без составления смет и актов приемки работ, об оплате фактически не выполненных работ, двойной оплаты одних и тех же работ и т.п. Данные вопросы не входят в компетенцию органа Госжилнадзора.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА (на примере субъекта Российской Федерации) Текст научной статьи по специальности «Право»

жилищно-коммунальное хозяйство / государственный жилищный надзор / лицензионный контроль / управляющая компания / общее имущество. / housing and communal services / state housing supervision / licensing control / manage- ment company / common property.

Читайте также:  Заявление в жилищную инспекцию на соседей о затоплении квартиры

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Избиенова Татьяна Александровна, Ширшов Андрей Сергеевич

В статье раскрыты актуальные проблемы государственного жилищного надзора и лицензионного контроля. На примере субъекта Российской Федерации (Республики Марий Эл) рассмотрены организационные недостатки и системные противоречия, возникающие в деятельности органов государственного жилищного надзора. Авторами исследованы последствия введения обязательного лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами и сложности, связанные с правоприменительной практикой при осуществлении лицензионного контроля. Кроме того, затронуты пробелы и недостатки законодательства в сфере государственного регулирования и управления жилищно-коммунальным хозяйством. В статье рассмотрены причины роста числа обращений граждан в органы государственного жилищного надзора и лицензионного контроля, а также возможные пути снижения нагрузки на контрольно-надзорные органы в данной сфере. Авторами раскрыты отдельные аспекты структуры государственных органов в жилищно-коммунальной и смежной с ней отраслях, которые способны привести к возникновению конфликта интересов при осуществлении различных надзорных функций. Исходя из выявленных противоречий, предложен вариант их устранения.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Избиенова Татьяна Александровна, Ширшов Андрей Сергеевич

Государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль: теория, практика и проблемы взаимодействия

Соотношение контроля и надзора как организационно-правовых способов обеспечения законности в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Проблемы реализации реформ в ЖКХ современной России и прав граждан на качественное обслуживание жилья (на примере Хабаровского края)

ACTUAL PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF STATE CONTROL AND OVERSIGHT IN THE SPHERE OF HOUSING AND UTILITY SERVICES (on the example of a subject of the Russian Federation)

The article reveals the current problems of state housing supervision and licensing control . Organizational weaknesses and system contradictions, which could occur in the functioning of the bodies of the state housing supervision , are considered on the example of the subject of Russian Federation (Mari El Republic). The authors investigate the consequences of the introduction of mandatory licensing of activities for the management of apartment buildings and the difficulties associated with law enforcement practice in the implementation of license control. In addition, the shortcomings of the legislation in the field of state regulation and administration of the housing and communal services are discussed. The reasons for increasing the number of requests of citizens to the bodies of state housing supervision and license control, possible ways to reduce the burden on the control and supervisory authorities in this area are considered. The authors reveal some aspects of the structure of state bodies in the housing and communal and related industries, which can lead to a conflict of interest in the implementation of various supervisory functions. Proceeding from the revealed contradictions, the variant of their elimination is proposed.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА (на примере субъекта Российской Федерации)»

Вестник Российского университета кооперации. 2018. № 3(33)

perekhoda k ry’nochnoj e’konomike // Sovetskoe gosudarstvo i pravo. 1991. № 2.

11. O vvedenii v dejstvie perechnej statej Ugolov-nogo kodeksa Rossijskoj Federatsii, ispol’zuemy’kh pri formirovanii statisticheskoj otchetnosti: ukaza-nie General’noj prokuratury’ RF i MVD Rossii ot 01.02.2016 g. № 65/11/1 (tekst dokumenta ofitsial’no opublikovan ne by’l). Dostup iz sprav.-pravovoj siste-my’ «Garant».

12. Stepanov M.V Ugolovno-pravovaya politika protivodejstviya prestupleniyam protiv sobstvennos-ti (teoretiko-prikladnoj analiz): dis. . kand. yurid. nauk. N. Novgorod, 2006.

13. Tenchov ES. Praktikum po ugolovnomu pravu. M., 1997.

14. Ugolovnoe pravo Rossijskoj Federatsii. Oso-bennaya chast’ / pod red. G.N. Borzenkova i V.S. Ko-missarova. M., 1997.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА (на примере субъекта Российской Федерации) Т.А. Избиенова, А.С. Ширшов

В статье раскрыты актуальные проблемы государственного жилищного надзора и лицензионного контроля. На примере субъекта Российской Федерации (Республики Марий Эл) рассмотрены организационные недостатки и системные противоречия, возникающие в деятельности органов государственного жилищного надзора. Авторами исследованы последствия введения обязательного лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами и сложности, связанные с правоприменительной практикой при осуществлении лицензионного контроля. Кроме того, затронуты пробелы и недостатки законодательства в сфере государственного регулирования и управления жилищно-коммунальным хозяйством. В статье рассмотрены причины роста числа обращений граждан в органы государственного жилищного надзора и лицензионного контроля, а также возможные пути снижения нагрузки на контрольно-надзорные органы в данной сфере. Авторами раскрыты отдельные аспекты структуры государственных органов в жилищно-коммунальной и смежной с ней отраслях, которые способны привести к возникновению конфликта интересов при осуществлении различных надзорных функций. Исходя из выявленных противоречий, предложен вариант их устранения.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство; государственный жилищный надзор; лицензионный контроль; управляющая компания; общее имущество.

T.A. Izbienova, A.S. Shirshov. ACTUAL PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF STATE CONTROL AND OVERSIGHT IN THE SPHERE OF HOUSING AND UTILITY SERVICES (on the example of a subject of the Russian Federation)

The article reveals the current problems of state housing supervision and licensing control. Organizational weaknesses and system contradictions, which could occur in the functioning of the bodies of the state housing supervision, are considered on the example of the subject of Russian Federation (Mari El Republic). The authors investigate the consequences of the introduction of mandatory licensing of activities for the management of apartment buildings and the difficulties associated with law enforcement practice in the implementation of license control. In addition, the shortcomings of the legislation in the field of state regulation and administration of the housing and communal services are discussed. The reasons for increasing the number of requests of citizens to the bodies of state housing supervision and license control,

possible ways to reduce the burden on the control and supervisory authorities in this area are considered. The authors reveal some aspects of the structure of state bodies in the housing and communal and related industries, which can lead to a conflict of interest in the implementation of various supervisory functions. Proceeding from the revealed contradictions, the variant of their elimination is proposed.

Keywords: housing and communal services; state housing supervision; licensing control; management company; common property.

Жилищно-коммунальное хозяйство (далее — ЖКХ) на сегодняшний момент представляет собой одну из самых социально значимых отраслей современной российской экономики, которая в то же время является наиболее сложной, многоуровневой и, как следствие, проблемной. Противоречия в данной отрасли возникли под воздействием ряда причин, начиная с негативных последствий плановой экономики, господствовавшей в советский период, заканчивая весомыми противоречиями и пробелами в действующем жилищном законодательстве. На фоне указанных явлений колоссальную роль в организации и правовом регулировании ЖКХ играет осуществление взвешенного и рационального государственного контроля и надзора в данной сфере.

Основополагающую роль при осуществлении указанных функций играют органы государственного жилищного надзора (далее — ГЖН) субъектов Российской Федерации. Необходимость усиления ГЖН и пересмотр порядка его осуществления привели к внесению существенных изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г № 188-ФЗ (ред. от 04.06.2018 г) [1] (далее -ЖК РФ). Наиболее значительным нововведением последних лет в области жилищных отношений стало обязательное лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами (далее — МКД). Данные изменения должны были позволить очистить сферу ЖКХ от предприятий и организаций, ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности, предусмотренные договорами управления МКД, и обеспечить благоприятную инвестиционную среду. Подразумевалось, что контроль за выдачей лицензий управляющим компаниям (далее — УК) со стороны органов ГЖН выявит наиболее дисциплинированных, ответственных и работоспособных участников рынка, избавив их от недобросовестных конкурентов.

Однако отсутствие четких требований к соискателям лицензий на начальном этапе деятельности по лицензированию УК во многом снизило эффект от данной процедуры. Так, для получения лицензии организация должна была обеспечить размещение информации о домах, находящихся в ее управлении, в сети Интернет. Еще одним требованием было отсутствие

судимости у должностного лица УК, а также прохождение им квалификационного экзамена в виде тестирования, вопросы которого были размещены в свободном доступе. Такие требования явно не являлись достаточными для отсеивания недобросовестных исполнителей. Безусловно, за последнее время определенное ужесточение критериев произошло, но и оно не является исчерпывающим.

Кроме того, подобные нововведения способны привести и к негативным последствиям. Так, нарушение требований к управлению МКД, согласно ст. 7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 23.04.2018 г.) [2], карается наложением на юридических лиц штрафа до 250 тыс. руб. Для субъектов малого предпринимательства, какими является большинство УК, указанная сумма является значительной и может привести к банкротству организации. Данная тенденция способна вызвать исчезновение большого количества УК и привести к монополизации рынка.

Во избежание указанных последствий необходимо исключить формальный подход при проведении проверок и обеспечить всестороннее рассмотрение степени ответственности должностных и юридических лиц.

Изложенные требования остро ставят проблему недостаточной штатной численности органов ГЖН. В качестве наглядного примера целесообразно привести Департамент ГЖН Республики Марий Эл. Так, нормативная штатная численность данного департамента, рассчитанная на основании действующих методических рекомендаций, составляет 36 единиц должностей государственной гражданской службы Республики Марий Эл, в то время как утвержденная предельная численность определена в количестве 14 единиц, включая руководителей, делопроизводителей и бухгалтеров. Таким образом, нагрузка на штатную единицу Департамента ГЖН Республики Марий Эл почти в три раза превосходит нормативную, что серьезно отражается на качестве выполнения возложенных обязанностей. Соответственно, причиной значительной доли нарушений, допущенных при рассмотрении обращений граждан и осуществлении ГЖН и лицензионного контроля, является критическая перегружен-

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2018. № 3(33)

ность должностных лиц указанного департамента. Следовательно, во многих регионах необходим пересмотр предельной численности органов ГЖН в сторону значительного увеличения.

Читайте также:  Жилищная инспекция образец обращения

Наряду с вышеперечисленными проблемами серьезную озабоченность вызывает существенный рост числа обращений граждан в органы ГЖН и лицензионного контроля. С одной стороны, это вызвано возрастающей правовой грамотностью населения, возникновением и распространением электронных порталов. Безусловно, данные явления являются позитивными. Однако работа многих порталов содержит в себе алгоритм, приводящий к дублированию обращений граждан и направлению обращений в органы, в компетенцию которых вопросы, изложенные гражданином, не входят. К примеру, один из сайтов, позволяющих направить обращение в государственные органы, рассылает текст таких обращений одновременно в органы прокуратуры, Роспотребнадзора и Правительство субъекта Российской Федерации. В случае нарушений в сфере ЖКХ все указанные ведомства зачастую перенаправляют данные обращения в органы ГЖН, которые и рассматривают изложенные факты. Налицо нецелесообразное увеличение расходов на пересылку корреспонденции, трудозатрат на перенаправление обращений и ведение деловой переписки. Кроме того, нередко граждане обращаются напрямую в надзорные и контролирующие органы, минуя непосредственных исполнителей жилищно-коммунальных услуг, не обращаясь в управляющие организации, товарищества собственников жилья, ресурсоснаб-жающие организации и т.д., стремясь ускорить решение существующих вопросов. Надзорные органы превращаются, по сути, в связующее звено между организациями ЖКХ и населением, своеобразную диспетчерскую службу, что, конечно же, отрицательно сказывается на эффективности данных органов.

С целью решения существующей проблемы был конкретизирован перечень оснований для проведения органом, осуществляющим федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, внеплановой проверки. Теперь указанные действия могут осуществляться лишь при условии, если заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены [3]. Однако данный закон не устраняет проблему применительно к органам, осуществляющим региональный ГЖН и муниципальный контроль.

Всестороннее решение вопроса может быть достигнуто расширением действия указанных выше положений на региональные и муниципальные органы власти.

Существенной проблемой при осуществлении государственного контроля и надзора остается возможность возникновения конфликта интересов при осуществлении полномочий. Так, например, в Республике Марий Эл до 01.07.2016 г. функции по ГЖН и лицензионному контролю осуществлялись Управлением — Государственная жилищная инспекция Республики Марий Эл Минстроя и ЖКХ Республики Марий Эл. Однако осуществление ГЖН и лицензионного контроля в рамках указанного министерства вызывало очевидный конфликт интересов. К примеру, к основным задачам министерства относится разработка и реализация государственных программ Республики Марий Эл в области жилищного строительства, развития социальной сферы и ее инженерной инфраструктуры [4]. К таким программам относилась и республиканская программа по переселению из аварийного жилья со сроком реализации 2013-2017 гг. В состав комиссии по приемке домов, возводимых в рамках данной программы, в обязательном порядке включались представители Управления — Государственная жилищная инспекция Республики Марий Эл — и Инспекции государственного строительного надзора Республики Марий Эл Минстроя и ЖКХ Республики Марий Эл (далее — ИГСН). Однако, ввиду подчиненности инспекций органу, ответственному за реализацию указанной выше программы, существовала возможность принятия необъективных решений при осуществлении приемки домов. После создания Департамента ГЖН Республики Марий Эл такая возможность отсутствует. Но ИГСН до настоящего времени является структурным подразделением Минстроя и ЖКХ Республики Марий Эл. При этом министерство выступает в качестве заказчика при строительстве объектов, финансируемых из республиканского бюджета, реализует и контролирует разработку проектной документации, а ИГСН осуществляет государственный строительный надзор и принимает решение о выдаче заключения о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации [5]. Соответственно, при принятии должностными лицами ИГСН отдельных решений в отношении объектов республиканского значения конфликт интересов до сих пор имеет место. Аналогичная ситуация наблюдается с органа-

ми, осуществляющими государственный строительный надзор в Чувашской и Удмуртской республиках.

Для решения указанного вопроса ИГСН Республики Марий Эл должна быть выделена в отдельное ведомство. Однако это потребует увеличения численности государственных служащих, выделения дополнительных бюджетных средств и решения иных организационных и хозяйственных вопросов. Несмотря на это, в большинстве регионов данная проблема на сегодняшний момент решена именно путем формирования самостоятельных органов государственного строительного надзора.

Основываясь на изложенном выше, целесообразно сделать вывод, что государственный жилищный надзор и лицензионный контроль в субъектах Российской Федерации имеет ряд недостатков организационного характера и пробелов в нормативно-правовом обеспечении деятельности соответствующих структур. Безусловно, ряд вопросов вызван причинами экономического характера, недостатком финансирования и ненадлежащим уровнем материально-технического снабжения органов государственной власти. Такого рода проблемы могут быть решены путем грамотного перераспределения средств бюджетов. Кроме того, необходимо увеличивать престиж государственной гражданской службы для привлечения квалифицированных специалистов, способных на должном уровне решать вопросы, связанные с функционированием сферы ЖКХ. Также требуется конкретизация оснований для проведения внеплановых проверок с целью исключения посреднической роли надзорных органов, что подразумевает внесение изменений в соответствующие нормативно-правовые акты. Таким образом, устранение существующих проблем при осуществлении ГЖН возможно лишь путем консолидации усилий всех уровней власти.

1. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 188-ФЗ (ред. от 04.06.2018 г.). Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс» (дата обращения: 04.05.2018).

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 23.04.2018 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.05.2018).

3. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: федер. закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ (с изм. и доп.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.05.2018).

4. Вопросы Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл: постановление Правительства Республики Марий Эл от 05.08.2005 г. № 194 (с изм. и доп.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.05.2018).

5. Положение об отделе «Инспекция государственного строительного надзора Республики Марий Эл»: утв. приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл от 22.05.2015 г. № 294. URL: http://mari-el.gov.ru (дата обращения: 04.05.2018).

1. Zhilishchny’j kodeks Rossijskoj Federatsii ot 29.12.2004 g. № 188-FZ (red. ot 04.06.2018 g.). Dos-tup iz sprav.-pravovoj sistemy’ «Konsul’tantPlyus» (data obrashcheniya: 04.05.2018).

2. Kodeks Rossijskoj Federatsii ob admi-nistrativny’kh pravonarusheniyakh ot 30.12.2001 g. № 195-FZ (red. ot 23.04.2018 g.). Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy’ «Konsul’tantPlyus» (data obrashcheniya: 04.05.2018).

3. O zashchite prav yuridicheskikh lits i individual’ny’kh predprinimatelej pri osu-shchestvlenii gosudarstvennogo kontrolya (nad-zora) i munitsipal’nogo kontrolya: feder. zakon ot 26.12.2008 g. № 294-FZ (s izm. i dop.). Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy’ «Konsul’tantPlyus» (data obrashcheniya: 04.05.2018).

4. Voprosy’ Ministerstva stroitel’stva, arkhitek-tury’ i zhilishchno-kommunal’nogo khozyajstva Respubliki Marij E’l: postanovlenie Pravitel’stva Respubliki Marij E’l ot 05.08.2005 g. № 194 (s izm. i dop.). Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy’ «Konsul’tantPlyus» (data obrashcheniya: 04.05.2018).

5. Polozhenie ob otdele «Inspektsiya gosudarst-vennogo stroitel’nogo nadzora Respubliki Marij E’l»: utv. prikazom Ministerstva stroitel’stva, arkhi-tektury’ i zhilishchno-kommunal’nogo khozyajstva Respubliki Marij E’l ot 22.05.2015 g. № 294. URL: http://mari-el.gov.ru (data obrashcheniya: 04.05.2018).

вестник Российского университета кооперации. 2018. № 3(33)

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОЙ ПРИРОДЕ ИНСТИТУТА ДОСЛЕДСТВЕННОЙ ПРОВЕРКИ ИНФОРМАЦИИ, УКАЗЫВАЮЩЕЙ НА ПРИЗНАКИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

В статье автор проводит структурный анализ правовой природы института доследственной проверки. Делается акцент на важности проведения доследственной проверки в стадии возбуждения уголовного дела, а также на ее процессуальном характере. Автор определяет институт доследственной проверки как составную часть следственной системы и указывает на конституционность правового режима доследственной проверки. В статье затрагиваются вопросы, связанные с несовершенством процессуальных гарантий соблюдения прав и законных интересов лиц в процессе производства доследственной проверки. В рамках данной статьи автор указывает на существование в пределах процесса формирования доказательств двух фаз и, как следствие тому, относит доследственную проверку к досудебной фазе формирования доказательств. По итогам проведенного исследования автором сделан вывод о том, что доследственная проверка является значимым институтом, во многом определяющим дальнейший порядок досудебной деятельности.

Ключевые слова: доследственная проверка; доказательство; возбуждение уголовного дела; фазы формирования доказательств.

А-V. Lyapunova. ON THE ISSUE OF THE LEGAL NATURE OF THE INSTITUTE OF PRE-INVESTIGATION INFORMATION INDICATING THE SIGNS OF CRIME

In this article the author gives a structural analysis of the legal nature of the pre-investigation investigation institute. The emphasis is placed on the importance of conducting a pre-investigation check in the stage of initiating a criminal case, its procedural nature. The author determines the institution of pre-investigation verification as an integral part of the investigation system and indicates the constitutionality of the legal regime of pre-investigation verification. This article addresses issues related to the imperfection of procedural guarantees of observance of the rights and legitimate interests of persons in the process of conducting pre-investigation checks. Within the framework of the above-mentioned article, the author points to the existence of two phases within the process of evidencing evidence, and as a consequence, he relates the pre-investigation check to the pre-trial phase of the formation of evidence. Based on the results of the study, the author concluded that the pre-investigation check is a significant institution, which largely determines the further order of pre-trial activities.

Keywords: pre-investigation check; evidence; initiation of criminal case; phase of evidence generation.

Доследственная проверка по праву считается важнейшей и необходимой составляющей стадии возбуждения уголовного дела. В рамках доследственной проверки возможно получение информационного продукта, который в дальнейшем может приобрести статус доказательства.

Следует отметить необязательность, факультативность характера доследственной проверки, производства ее по мере надобности. Н.В. Пронин указывает на необязательность производства доследственной проверки, ввиду

того что ее производство вовсе необязательно в тех случаях, когда факт совершения преступления является очевидным [8]. Тем не менее до-следственная проверка, являясь альтернативным режимом получения информации, все же имеет существенный вес в процессе раскрытия преступления. Можно говорить о некой правовой неопределенности, так как и на практике, и в теории фактические данные, которые были получены посредством производства неследственных действий, трактуются неоднозначно. Поэтому закономерно, что правовая природа

Государственная жилищная инспекция (ГЖИ) — российский орган исполнительной власти, обязанностью которого является контроль жилищного фонда страны. В каждом субъекте федерации функционирует местный совет, действующий в соответствии с конституцией страны. ГЖИ контролирует соблюдение жилищного законодательства, а также исполнение законов об энергосбережении, модернизации. … Жилищная инспекция может привлечь к ответственности и граждан. Жилищная инспекция должна контролировать законность создания УК, ТСЖ и жилищных кооперативов. Ведет надзор за предоставлением коммунальных услуг и начислением платы за них.

Источники
  • https://journal.tinkoff.ru/wiki/uk-zhkh/
  • https://urcentr-msk.ru/zhkh/gzhi-eto.html
  • https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-osuschestvleniya-gosudarstvennogo-kontrolya-i-nadzora-v-sfere-zhilischno-kommunalnogo-hozyai-stva-na-primere-subekta

Рейтинг
Загрузка ...