Жилищная коммунальная инспекция полномочия

ПОЛОЖЕНИЕ о Государственной жилищной инспекции Омской области 1. Государственная жилищная инспекция Омской области (далее — Инспекция) является уполномоченным органом исполнительной власти Омской

Муниципальный жилищный контроль в сельском поселении и городе в 2022 году

Дорогие посетители сайта. Вы можете помочь нам в развитии, переведя хотя бы 50 рублей на яндекс кошелек. Спасибо!

Жилищный фонд Российской Федерации имеет большое количество имущества разного типа. Региональные субъекты в основном владеют муниципальной жилплощадью, которая распределяется между юридическими и физическими лицами.

За правомерностью и правомочностью распределения жилищного фонда местного масштаба следит муниципальный жилищный контроль — государственная структура, специально организованная для этих целей.

В статье мы ответим на вопрос, что такое ЖМК, изучим принцип работы и основные функции госоргана.

Что это такое

С целью контролирования норм Жилищного Кодекса и других нормативных документов в области жилищно-коммунального хозяйства РФ созданы специализированные контрольные органы. С 2013 года данные функции возложены на муниципальный жилищный контроль. Он создается при отделах ЖКХ (жилищно-коммунального хозяйства) или в виде самостоятельного отдела органа местного самоуправления.

Муниципальный жилищный контроль

Надзорные организации создаются как в городах, так и в сельском поселении РФ. В зависимости от численности жителей, проживающих в населенном пункте они могут функционировать в виде секторов, отделов или осуществляются 1 государственным жилищным инспектором.

Согласно законодательству, орган местного самоуправления, который владеет определенным жилищным фондом отвечает за рациональность его использования и обязан следить за соблюдением норм ЖК.Согласно изменениям в действующем Жилищном Кодексе, которые вступили в силу в 2013 году, каждый муниципалитет РФ наделен полномочиями касаемо контроля за использованием ЖФ на подчиненной ему территории.

ВНИМАНИЕ! Выполнять надзор должны уполномоченные организации, которые сформированы местным органом самоуправлением субъекта РФ.

Под муниципальным жилищным контролем предполагается работа локальных органов муниципалитета. Деятельность контролирующих органов направлена на организацию и осуществление мероприятий, которые напрямую связаны с проверкой на правомерность, рациональность и правомочность использования ЖФ муниципального типа.

В процессе работы данная организация опирается на нормы, четко регламентированные несколькими законодательными актами:

  • Положения постановления Госстроя от 27.09.2003 г.
  • Жилищный Кодекс РФ.
  • Положения постановления Правительства от 21.01.2006 г.
  • Положения постановления Правительства от 6.05.2011 г.

Обязанности

Организовывая деятельность структур, муниципалитет обязан контролировать действия физических и юридических лиц по использованию муниципального ЖФ. Уполномоченные органы муниципального контроля должны работать в соответствии с положениями вышеперечисленных законодательных актов.

Жилищный контроль местного самоуправления состоит из специализированных центров, которые начали официально функционировать начиная с 1 января 2013 г. Сотрудники этих организаций выполняют ряд функций:

  1. Проверка по своей инициативе и по просьбе граждан, сторонних организаций правомерности и рациональности использования муниципального ЖФ со стороны 3-их лиц.
  2. Обнаружение и устранение фактов, связанных с неправомерным и нерациональным использованием муниципального ЖФ.
  3. Решение любых спорных вопросов, которые возникли у субъектов правоотношений касаемо использования ЖФ муниципалитета.

Исходя из вышеперечисленных функций, отделы жилищного контроля местного муниципалитета обязаны следить за тем, чтобы жильцы или управляющие компании МКД добросовестно исполняли обязанности по содержанию жилищного имущества, регламентированные действующим законодательством.

В обязанности контролирующих организаций входит ежегодная проверка правомерности функционирования и выполнения функций управляющими жилищно-коммунальными компаниями.

При выявлении любых нарушений в работе УК жилищный контроль должен поставит в известность соответствующие ведомственные структуры с целью решения проблемы.

Принцип работы

Жилищный контроль на территории отдельных муниципальных образований Российской Федерации представлен специализированными центрами. Деятельность организаций осуществляется в строгом соответствии с действующими законами. Работа отделов жилищного контроля состоит из поддержания правомерного и рационального использования ЖФ муниципалитета.

Работает орган государственного жилищного надзора в основных режимах:

  • проведение проверок и других мероприятий относительно использования жилищного фонда муниципалитета по своей инициативе;
  • выполнение проверок по просьбе лиц, которые обратились в государственный орган с заявлением.

В первом случае отдел ЖК проводит плановую проверку работы жилищно-коммунальных управляющих компаний, работающих на подконтрольной госоргану территории. Во втором случае предполагается совершенно другой принцип организации деятельности контролирующего органа. За основу берется обращение в госорганизацию третьих физических или юридических лиц.

ВНИМАНИЕ! Плановые проверки ЖУК проводятся согласно ст.20 ЖК РФ, с учетом графика и при наличии приказа по организации о начале проведения проверки и назначении лиц, которые в ней участвуют.

Плановые мероприятия отдел МЖК должен проводить 1 раз в год. Первая проверка производится контролирующим органом по истечение 1 года с начала деятельности лица, занимающегося управлением МКД. Следующая проверка надзорного госоргана назначается минимум через год после последнего визита проверяющих.

Внеплановые проверки производятся представителями муниципального жилищного контроля на основании статьи 10 ФЗ No 294-фз. Выход проверяющих лиц на внеплановое мероприятие осуществляется в следующих случаях:

  1. поступившие в МЖК обращения и жалобы от юридических и физических лиц;
  2. сведения от муниципальных служб и государственных органов;
  3. сотрудники контролирующего органа выявили факты нарушений действующего законодательства.

В службу жилищного контроля часто обращаются рядовые граждане, недовольные работой управляющей компании. Для того, чтобы сообщить о плохом качестве обслуживания, несоблюдении условий договора и нарушении правил законодательства граждане РФ могут выбрать оптимальный способ обращения в муниципальный жилищный контроль:

  • посещение контролирующей организации с целью проведения консультации, а также подачи жалоб и заявлений;
  • обращение в ЖК через официальный сайт госоргана МЖК или при помощи единого портала «ГосУслуги»;
  • отправка жалобы, заявления курьером или заказным письмом по адресу центра.

Независимо от формы обращения, сотрудники муниципального жилищного контроля обязаны отреагировать на жалобу и принять соответствующие меры.Органы МЖК имеют право рассматривать жалобу в течение 20 календарных дней. В этот период принимается решение провести внеплановую проверку, делается переадресование жалобы или заявителю направляется отказ.

В отличие от запланированных мероприятий, при внеплановом посещении субъекта не предупреждают о визите контролирующих органов. Также не требуется согласование предстоящей проверки с прокуратурой.

ВАЖНО! Если госорган не отреагировал на обращение гражданина РФ, тогда заявитель может пожаловаться на контролирующую организацию, обратившись в Госжилнадзор , Прокуратуру, Суд.

Права и полномочия

Статья 20 ЖК РФ содержит полный перечень прав и полномочий, которыми пользуется муниципальный жилищный контроль для выполнения своих обязанностей. Сотрудники МЖК имеют право:

  1. Оформлять запросы в организации с целью получения информации, которая необходима для проведения запланированных внеплановых проверок.
  2. Вести контроль за соблюдением закона наймодателями помещений в социальных наемных домах.
  3. Осматривать частное жилье при согласии владельцев объектов недвижимости и помещения, которые находятся в общей собственности.
  4. Определять состояние имущества путем проведения экспертизы или другими способами при наличии служебного удостоверения сотрудника МЖК и приказа, разрешающего проведение проверки.
  5. Созывать собрания собственников с целью выбора новой УК и лишения полномочий старой управляющей компании, которая в процессе работы нарушала положения законодательства РФ.
  6. Организовывать внеплановую проверку при получении из источников сведений о нарушении законодательства в подконтрольном округе.
  7. Проверять документацию, протоколы общих собраний, договорные документы и заключения, относящиеся к работе УК.
  8. Исходя из результатов проверки, выдавать предписания с требованием в указанный срок устранить выявленные нарушения или провести мероприятия, предусмотренные в нормативных документах.
  9. Оформлять протоколы с подробным описанием обнаруженных в ходе проверки административных нарушений в сфере лицензионной деятельности.
  10. При необходимости направлять полученную информацию в правоохранительные органы РФ для проведения уголовного расследования, а также возбуждения дел на нарушителей закона.
  11. Подключать к проведению проверок контролирующие организации: административные органы, Роспотребнадзор, прокуратуру и т. д.
Читайте также:  Жилищная инспекция м о

Часто контролирующие органы, например, прокуратура после получения информации о нарушении передает ее для рассмотрения и проведения проверки в отдел муниципального жилищного контроля. Сотрудники МЖК досконально ориентируются в действующем жилищном законодательстве, поэтому они могут профессионально провести проверку.

Основные функции контролирующего органа

В процессе контрольной работы муниципальная жилищная инспекция проверяет:

  • наличие лицензии, разрешающей осуществлять управление жилыми комплексами;
  • санитарное состояние муниципальной доли в праве общей собственности и других помещений;
  • правильность составления учредительной документации;
  • состояние сезонных работ на подконтрольной территории;
  • подготовка общего имущества к началу отопительного периода и летнего сезона;
  • качество коммунальных услуг;
  • соблюдение технической безопасности при эксплуатации газового оборудования, обслуживание и своевременное проведение ремонтных работ;
  • использование и сохранность общедомовой собственности, прилегающих земель;
  • соблюдение сроков выполнения и качество работ по обслуживанию жилого фонда.

Также сотрудники муниципального жилищного контроля имеют право выступать на суде в качестве истцов для принятия решений:

  1. по защите интересов собственников и арендаторов жилья, если управляющая компания недобросовестно выполняет лицензионные условия;
  2. отмена решений, принятых на общих собраниях собственников жилья многоквартирного дома при выявлении нарушений ЖК;
  3. о признании недействительными заключенных договоров с УК, если компания выбрана с нарушением норм законодательства и не выполнила предписание по их устранению.

Перед МЖК стоит задача выявлять и предупреждать нарушения и действия организаций, из-за которых могут возникнуть нежелательные последствия. В ходе деятельности орган МЖК сотрудничает с местными госорганами жилищного надзора, а также с жилищными муниципальными инспекциями.

Одна из основных предназначений работы органов МЖК – соблюдение прав жильцов. Также они осуществляют контроль взаимоотношений между лицами: местными коммунальными службами, управляющей компанией и собственниками жилых помещений.

Органы местного самоуправления, функционирующие в отрасли ЖКХ в соответствии с законодательством РФ наделены полномочиями на организацию и проведение проверок. Они направлены на выявление несоблюдения юрлицами и ИП обязательных требований, прописанных в ст.20 ЖК РФ.

Комитет по жилищной политике – это государственный орган, организуемый при органе исполнительной власти городов и районов. … Получать предусмотренный законом комплекс коммунальных услуг и субсидии на улучшение жилищных условий по различным федеральным программам, получать жилые помещения в порядке очередности или в связи с определенными льготами, а так же гарантировать безопасность своей жизни при решении вопросов о признании жилых помещений аварийными или подлежащими сносу. Именно эти вопросы относятся к компетенции комитетов по жилищной политике при администрациях городов и районов. … 1. Общие полномочия ; 2. Полномочия по содержанию и организации жилых и…

ПОЛОЖЕНИЕ о Государственной жилищной инспекции Омской области

1. Государственная жилищная инспекция Омской области (далее — Инспекция) является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим на территории Омской области региональный государственный жилищный надзор.
2. Инспекция обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, счета, открываемые в соответствии с законодательством, печати, штампы и бланки со своим наименованием.
3. Инспекция издает приказы и распоряжения по вопросам, входящим в ее компетенцию согласно федеральному и областному законодательству.
4. Правовую основу деятельности Инспекции составляют Конституция Российской Федерации, Устав (Основной Закон) Омской области, федеральное и областное законодательство, включая настоящее Положение.
5. Инспекция осуществляет свою деятельность во взаимодействии с государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и гражданами.
6. Сокращенное наименование Инспекции: Госжилинспекция Омской области.
7. Место нахождения Инспекции: 644007, г. Омск, ул. Булатова, 68.

2. Функции Инспекции

8. Инспекция осуществляет функции жилищного надзора, а именно предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к:
1) жилым помещениям, их использованию и содержанию;
2) использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах;
3) формированию фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;
4) созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах;
5) созданию и деятельности специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
6) энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов.
9. Инспекция осуществляет контроль за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, в порядке, установленном федеральным законодательством.
10. Инспекция осуществляет иные функции, предусмотренные федеральным и областным законодательством.

3. Полномочия Инспекции

11. Инспекция для осуществления своих функций имеет право:
1) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения требований, указанных в пункте 8 настоящего Положения;
2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) начальника Инспекции (заместителя начальника Инспекции) о назначении проверки посещать территории и расположенные на них многоквартирные дома, помещения общего пользования многоквартирных домов, а с согласия собственников — жилые помещения в многоквартирных домах, проводить их обследования, а также исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю, проверять соответствие устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации;
3) по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, соответствие устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья председателя правления товарищества и других членов правления товарищества, правомерность принятия собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее — управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, правомерность утверждения условий этого договора и его заключения;
4) выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям;
5) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
6) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;
7) обращаться в суд с заявлениями о ликвидации товарищества, о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с нарушением требований Жилищного кодекса Российской Федерации, и о признании договора управления данным домом недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям или в случаях выявления нарушений порядка создания товарищества собственников жилья, выбора управляющей организации, утверждения условий договора управления многоквартирным домом и его заключения;
8) осуществлять прием и учет представляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с федеральным законом уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и предпринимательской деятельности по оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
9) осуществлять иные полномочия, предусмотренные федеральным и областным законодательством.
11.1. Инспекция осуществляет полномочия в области мобилизационной подготовки и мобилизации в соответствии с федеральным законодательством.
(п. 11.1 введен Указом Губернатора Омской области от 23.07.2015 N 128)

Читайте также:  Заявление в жилищную инспекцию нет отопления

4. Организация деятельности Инспекции

12. Инспекцию возглавляет начальник Инспекции, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Губернатором Омской области по согласованию с Главной государственной жилищной инспекцией.
13. В Инспекции образуются отделы и сектора.
14. В Инспекции предусматривается должность заместителя начальника Инспекции, который назначается на должность и освобождается от должности начальником Инспекции.
15. В период отсутствия начальника Инспекции по причине отпуска, болезни, командировки или по иным причинам его обязанности возлагаются на заместителя начальника Инспекции.
16. Начальник Инспекции и его заместитель в установленном порядке рассматривают дела об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
17. Начальник Инспекции по должности является Главным государственным жилищным инспектором Омской области.
18. Должностные лица Инспекции являются государственными жилищными инспекторами Омской области, имеют служебные удостоверения в соответствии с законодательством.
19. Начальник Инспекции:
1) на основе единоначалия организует работу Инспекции, несет ответственность за ее результаты, обеспечивает выполнение возложенных на нее функций;
2) выступает без доверенности от имени Инспекции, представляет интересы Инспекции по вопросам ее деятельности;
3) устанавливает обязанности заместителю начальника Инспекции и определяет его полномочия, поручает ему решение отдельных вопросов, входящих в компетенцию Инспекции;
4) решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации и трудовым законодательством вопросы, связанные с прохождением государственной гражданской службы в Инспекции, применяет к работникам Инспекции меры поощрения и дисциплинарные взыскания;
5) осуществляет контроль за соблюдением работниками Инспекции служебной и трудовой дисциплины;
6) обеспечивает подбор кадров, подготовку, переподготовку, повышение квалификации и социальную защиту работников Инспекции;
7) утверждает штатное расписание Инспекции в соответствии с областным законодательством;
8) утверждает в установленном порядке положения о структурных подразделениях Инспекции, должностные регламенты государственных гражданских служащих и должностные инструкции иных работников, положения о премировании и выплате материальной помощи, служебный распорядок, трудовой распорядок;
9) обеспечивает представление в Министерство финансов Омской области необходимых для расходования средств областного бюджета платежных и иных документов;
10) заключает договоры и соглашения, выдает доверенности, открывает и закрывает лицевые счета в соответствии с законодательством;
11) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным и областным законодательством.
20. Инспекция финансируется за счет средств областного бюджета.
21. Инспекция для осуществления своей деятельности наделяется имуществом, находящимся в собственности Омской области, на праве оперативного управления. Инспекции может предоставляться имущество на правах аренды, безвозмездного пользования, иных правах в соответствии с федеральным и областным законодательством.
22. Реорганизация и ликвидация Инспекции осуществляются по решению Губернатора Омской области в порядке, предусмотренном федеральным и областным законодательством.

Что такое жилищная инспекция , её функции и полномочия . Положение. Государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и общественный жилищный контроль. … Эмблема ГЖИЖилищно- коммунальные инспекторские службы уполномочены исполнять следующие действия:принятие жалоб и заявлений от населения касательно нарушения требований. Жилищный надзор и жилищный контроль: функции, полномочия и различия. Чтобы контролировать соблюдение Жилищного Кодекса Российской Федерации, а также другие законы создаются специальные органы, которые занимаются данными вопросами.

Статья 14 ЖК РФ. Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений

1. К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся:

1) учет муниципального жилищного фонда;

2) установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;

2.1) определение дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;

2.2) установление максимального размера дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;

3) ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

3.1) ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;

4) определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда;

5) предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;

6) принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения;

7) согласование переустройства и перепланировки жилых помещений;

8) признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания;

9) осуществление муниципального жилищного контроля;

9.1) определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений;

9.2) информирование собственников помещений в многоквартирных домах о способах формирования фонда капитального ремонта, о порядке выбора способа формирования фонда капитального ремонта;

9.3) утверждение порядка и перечня случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;

10) иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

2. В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе указанные в части 1 настоящей статьи полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, если иное не предусмотрено законами данных субъектов Российской Федерации.

3. Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Комментарии к ст. 14 ЖК РФ

1. Комментируемая статья регламентирует возможность принятия жилищно-правовых актов органами местного самоуправления. Кроме того, такая возможность закреплена в ст. 5 действующего ЖК РФ. Фактически это вводит трехуровневую систему жилищного законодательства, отношение к которой в литературе не вполне благожелательно . Тем не менее ЖК РФ не мог не учитывать положений ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который к вопросам местного значения отнес в том числе обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городских и сельских поселениях и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством (ст. 14).

Читайте также:  Жалоба в государственную жилищную инспекцию на управляющую компанию образец заполнения

В.Н. Литовкин полагает, что органы местного самоуправления должны быть лишены права регулировать жилищные отношения с участием граждан (кроме цен и тарифов), поскольку отношения в этой сфере не имеют местного значения, а связаны с осуществлением конституционного права граждан на жилище и изменением предмета ведения исключительно Российской Федерацией (см.: Литовкин В.Н. Соотношение законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации. С. 644).

К вопросам компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений ЖК РФ относит следующие:

1) учет муниципального жилищного фонда.

Компетенция органов местного самоуправления в этой части аналогична компетенции органов государственной власти субъекта Федерации, на которые возложены полномочия по учету соответствующего жилищного фонда. Орган местного самоуправления на своей территории должен вести различные виды учета муниципального жилищного фонда;

2) установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Это полномочие органов местного самоуправления представляется крайне важным, поскольку именно им отведена главная роль в решении вопроса о том, кто из граждан муниципального образования будет отнесен к категории малоимущих и сможет претендовать на получение бесплатного муниципального жилья по договору социального найма. Порядок, т.е. процедура, действий органа местного самоуправления по установлению соответственно размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, должен быть установлен соответствующим субъектом Федерации;

3) ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Органы местного самоуправления должны непосредственно вести учет граждан, нуждающихся в получении социального жилья. Субъект Федерации должен установить порядок ведения такого учета, определив перечень документов, необходимых для принятия на учет, порядок их рассмотрения, оформление учетной документации и т.д. Органы местного самоуправления должны осуществлять контроль за формированием списков граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма;

4) определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

К специализированному жилищному фонду, согласно ст. 92 ЖК РФ, относятся служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, а также лиц, признанных беженцами, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан.

На органах местного самоуправления, так же как и на органах государственной власти субъектов Федерации, лежит обязанность разработать порядок, т.е. процедуру, предоставления указанных жилых помещений;

5) предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Соответствующими нормативными актами органов местного самоуправления должны быть предусмотрены требования к оформлению решения органа местного самоуправления о предоставлении социального муниципального жилья гражданину, реквизитам такого решения, данным о предоставляемом жилом помещении, о его получателях и т.д.;

6) принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые.

Условия и порядок перевода жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые достаточно подробно урегулированы ЖК РФ (см. комментарий к гл. 3). С учетом этих положений орган местного самоуправления не позднее чем в трехдневный срок должен принять решение о переводе либо отказать в таком переводе.

Форма уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) утверждена Постановлением Правительства РФ от 10 августа 2005 г. N 502;

7) согласование переустройства и перепланировки жилых помещений.

Переустройству и перепланировке жилых помещений посвящена гл. 4 ЖК РФ. Орган местного самоуправления должен согласовать (по терминологии Кодекса) с собственником либо нанимателем жилого помещения проведение соответствующих работ. Фактически это означает дачу согласия (разрешения) на переустройство и перепланировку жилого помещения в течение 45 дней (см. комментарий к ст. 26 ЖК). ЖК РФ предоставляет органу местного самоуправления дополнительные правомочия в отношении лиц, осуществивших самовольное переустройство или перепланировку жилого помещения (см. комментарий к ст. 29 ЖК);

8) признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ (см. комментарий к ст. 15 (ч. 4) ЖК). Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции утверждено Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47;

9) осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Это полномочие общего характера возложено на органы жилищной инспекции.

2. К компетенции органов местного самоуправления могут быть отнесены и иные полномочия. Они могут быть предусмотрены не только ЖК РФ, но и иными федеральными законами, а также законами субъектов Федерации, которые должны быть направлены на реализацию конституционных положений о том, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью; они могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (ст. 132 Конституции РФ).

К полномочиям органов местного самоуправления ЖК РФ дополнительно относит:

1) установление нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения по договору социального найма.

Реализация этого полномочия предполагается применительно к муниципальному жилищному фонду, поскольку и Российская Федерация, и субъекты Федерации вправе самостоятельно устанавливать норму предоставления площади жилого помещения (см. комментарий к ст. 50 ЖК) и учетную норму площади жилого помещения в отношении отдельных категорий граждан, предусмотренных соответствующими законами.

Понятия нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения даны в ст. 50 ЖК РФ;

2) определение категорий граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения в муниципальном жилищном фонде.

Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, в том числе с органом местного самоуправления, муниципальным учреждением, а также в связи с избранием на выборные должности в органы местного самоуправления и т.п. (ст. 93 ЖК).

Нормативные акты органа местного самоуправления должны установить, какие категории граждан могут пользоваться служебным жильем (ст. 104 ЖК);

4) определение порядка и условий предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан (ст. 160 ЖК);

5) определение порядка управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности муниципального образования (ст. 163 ЖК).

3. Особенности компетенции в области жилищных отношений установлены ЖК РФ применительно к двум субъектам Федерации — городам федерального значения Москве и Санкт-Петербургу.

За правомерностью и правомочностью распределения жилищного фонда местного масштаба следит муниципальный жилищный контроль — государственная структура, специально организованная для этих целей. Узнайте, что такое муниципальный контроль, как происходит жилищный надзор в сельской местности, какими правами обладает данный орган, какой его принцип работы, и какие меры воздействия к нему могут быть применимы. … За правомерностью и правомочностью распределения жилищного фонда местного масштаба следит муниципальный жилищный контроль — государственная структура, специально организованная для этих целей.

Источники
  • https://ukaz.wiki/zkh/munitsipalnyj-kontrol-eto
  • https://zpp.rospotrebnadzor.ru/npa/regional/zhku/45257
  • https://zknrf.ru/Zhilischnyy-kodeks/Razdel-I/Glava-1/Statya-14/

Рейтинг
Загрузка ...