Жилищные инспекции надзор за управляющими компаниями

Кто осуществляет контроль над работой управляющих компаний. Порядок проведения аудиторских проверок в 2020 году. Участие жильцов в данном процессе.

Содержание

Статья 20 ЖК РФ. Государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и общественный жилищный контроль (действующая редакция)

1. Предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда:

1) требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме;

2) требований к формированию фондов капитального ремонта;

3) требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;

4) требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;

7) правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;

8) требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов;

9) требований к порядку размещения ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, информации в системе;

10) требований к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах;

11) требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования.

2. Предметом государственного жилищного надзора не является соблюдение юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии (далее — управляющая организация), лицензионных требований.

3. Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее — органы государственного жилищного надзора) в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и общими требованиями к организации и осуществлению государственного жилищного надзора, установленными Правительством Российской Федерации.

4. Предметом муниципального жилищного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, указанных в пунктах 1 — 11 части 1 настоящей статьи, в отношении муниципального жилищного фонда.

5. Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления (далее — органы муниципального жилищного контроля) в соответствии с положением, утверждаемым представительным органом муниципального образования (высшим исполнительным органом государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, если иное не предусмотрено законами данных субъектов Российской Федерации).

6. Организация и осуществление государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

7. При осуществлении государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля в отношении жилых помещений, используемых гражданами, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

8. При осуществлении государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в том числе в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности).

9. Согласование назначения на должность и освобождения от должности руководителя органа государственного жилищного надзора по предложению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

10. Главный государственный жилищный инспектор Российской Федерации осуществляет координацию деятельности органов государственного жилищного надзора и органов муниципального жилищного контроля при осуществлении ими государственного жилищного надзора, регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, муниципального жилищного контроля, направление высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) представления об освобождении от должности руководителя органа государственного жилищного надзора, а также иные полномочия, установленные Правительством Российской Федерации. Назначение на должность и освобождение от должности главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации осуществляются Правительством Российской Федерации по предложению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации.

11. При организации и осуществлении государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля органы государственного жилищного надзора, органы муниципального жилищного контроля используют в том числе размещенную в системе информацию.

12. Орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями:

1) о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований настоящего Кодекса;

2) о ликвидации товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям настоящего Кодекса либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества или такого кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер;

3) о признании договора управления многоквартирным домом, договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме недействительными в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении нарушений требований настоящего Кодекса о выборе управляющей организации, об утверждении условий договора управления многоквартирным домом и о его заключении, о заключении договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, об утверждении условий указанных договоров;

4) в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований;

5) о признании договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия данного договора обязательным требованиям, установленным настоящим Кодексом;

6) о понуждении к исполнению предписания.

13. Для проведения контрольных (надзорных) мероприятий при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», государственных информационных систем о возможных нарушениях обязательных требований, указанных в части 1 настоящей статьи, органы государственного жилищного надзора, органы муниципального контроля разрабатывают и утверждают индикаторы риска нарушения обязательных требований. Типовые индикаторы риска нарушения обязательных требований устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

14. Главный государственный жилищный инспектор Российской Федерации издает приказ об организации выполнения поручения Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в рамках государственного жилищного надзора, регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, муниципального жилищного контроля, если поручением не установлено иное.

15. Государственный контроль (надзор) за соблюдением региональными операторами требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности осуществляется органами государственного жилищного надзора в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

16. Государственный контроль (надзор) за соблюдением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности осуществляется органами государственного жилищного надзора в соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

17. Предметом государственного контроля (надзора), указанного в части 16 настоящей статьи, является соблюдение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в том числе требований:

1) к содержанию общего имущества в многоквартирном доме;

3) к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования;

4) к порядку размещения информации в системе.

18. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является в том числе истечение одного года со дня:

1) постановки на учет в муниципальном реестре наемных домов социального использования первого наемного дома социального использования, наймодателем жилых помещений в котором является лицо, деятельность которого подлежит проверке;

2) установления или изменения нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг).

19. В целях обеспечения прав и законных интересов граждан может осуществляться общественный жилищный контроль, субъектами которого могут являться общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы многоквартирных домов, другие заинтересованные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Комментарий к ст. 20 ЖК РФ

1. Ввиду важности жилых помещений как объектов гражданских прав за их использованием осуществляются надзор и контроль, которые могут быть государственным, муниципальным, общественным.

При этом следует учитывать, что государственным жилищным надзором является исключительно региональный государственный надзор (на уровне субъектов Федерации), общее определение которого приведено в п. 3 ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В частности, он определяется как деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на территории этого субъекта Российской Федерации, осуществляемая данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Читайте также:  Как жалобу в жилищную инспекцию

В ч. 1 комментируемой статьи дано определение государственного жилищного надзора.

В 2013 году в системе жилищного законодательства произошло важное событие. Было принято Постановление Правительства РФ от 11 июня 2013 г. N 493 «О государственном жилищном надзоре», которое устанавливает требования к организации и проведению государственного жилищного надзора. Указанный нормативный акт значительно расширил полномочия существовавших на уровне субъектов Российской Федерации жилищных инспекций.

В соответствии с письмом Минстроя России от 29 августа 2017 г. N 30838-АЧ/04 «По вопросу предоставления информации для размещения в ГИС ЖКХ» «органы государственного жилищного надзора в силу ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) и ст. 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» наделены полномочиями по выдаче юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предписаний об устранении выявленных нарушений. За неисполнение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями выданных органами государственного жилищного надзора предписаний установлена административная ответственность, предусмотренная статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В этой связи органы государственного жилищного надзора по факту неисполнения поставщиками информации возложенной на них с 1 июля 2017 года обязанности по размещению информации в ГИС ЖКХ вправе выдавать предписания, а в случае их неисполнения привлекать к административной ответственности по статье 19.5 КоАП РФ».

В соответствии с п. 2 Положения о государственном жилищном надзоре задачами государственного жилищного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее — обязательные требования).

Государственный жилищный надзор осуществляется посредством:

а) организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований;

б) принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений;

в) систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Орган государственного жилищного надзора направляет информацию, необходимую для проведения мониторинга использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности, в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий обобщение и систематизацию указанной информации, с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.

Орган государственного жилищного надзора в сроки, установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, размещает на своем официальном сайте в сети Интернет:

а) ежегодный план проведения плановых проверок;

б) сведения о результатах плановых и внеплановых проверок (с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных);

в) ежегодные доклады об осуществлении регионального государственного жилищного надзора и эффективности такого надзора.

Предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами:

а) обязательных требований:

к жилым помещениям, их использованию и содержанию;

содержанию общего имущества в многоквартирном доме;

порядку перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение;

порядку признания помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерацией положением;

учету жилищного фонда;

порядку переустройства и перепланировки жилых помещений;

определению состава, содержанию и использованию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

управлению многоквартирными домами;

Содержание, сроки и последовательность выполнения административных процедур при осуществлении государственного жилищного надзора устанавливаются административными регламентами, разрабатываемыми и утверждаемыми в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» (вместе с «Правилами разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций», «Правилами разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг», «Правилами проведения экспертизы проектов административных регламентов предоставления государственных услуг»).

Что касается муниципального контроля, то это деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

Нельзя не обратить внимания на то, что в последнем случае используется термин «контроль», а не «надзор». Законодательно различия между этими терминами не установлены. Считается, что есть два главных отличия между ними:

1. Наличие или отсутствие отношений ведомственной подчиненности (при контроле она существует, при надзоре — нет).

2. Возможность вмешательства в деятельность подконтрольного (поднадзорного) субъекта (при надзоре такая возможность отсутствует).

Порядок осуществления муниципального жилищного контроля должен быть установлен муниципальным правовым актом либо законом субъекта Российской Федерации, при этом нормативно-правовые акты органов местного самоуправления в указанной сфере не должны противоречить законам субъекта. Нельзя не отметить, что по существу речь идет о дублировании функций и целесообразность двух видов жилищного контроля вызывает сомнения.

2. В ч. ч. 2, 2.1, 2.2, 2.3 раскрывается структура органов государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля. Деятельность указанных органов регулируется Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 июня 2013 г. N 493 «О государственном жилищном надзоре».

Руководит этими органами Главный государственный жилищный инспектор Российской Федерации, который также осуществляет координацию деятельности органов государственного жилищного надзора и органов муниципального жилищного контроля.

Его деятельность регулируется Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2014 г. N 927 «О главном государственном жилищном инспекторе Российской Федерации и порядке согласования назначения на должность и освобождения от должности руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор» (вместе с «Положением о главном государственном жилищном инспекторе Российской Федерации», «Правилами согласования назначения на должность и освобождения от должности руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор»). Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2014 г. N 927 утверждены Положение о главном государственном жилищном инспекторе Российской Федерации, Правила согласования назначения на должность и освобождения от должности руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор.

Порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности, определенных Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, в случае, если указанный порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними административными регламентами.

При этом Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный жилищный надзор. Такими органами являются соответствующие жилищные инспекции.

3. В тех случаях, когда государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль осуществляются в отношении юридических лиц, то они должны проводиться в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Проверки деятельности указанных лиц могут быть как плановыми, которые согласно п. 2 ст. 9 указанного Закона должны проводиться не чаще чем один раз в три года, так и неплановыми.

4. Согласно ч. 4 комментируемой статьи целью как жилищного контроля, так и надзора является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований жилищного законодательства.

Государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль не отменяют и не ограничивают соответствующие полномочия территориальных органов Роспотребнадзора по осуществлению в жилищной сфере федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

Проводимые органами государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля проверки могут быть как плановыми, так и внеплановыми. Последние, как и в других случаях проводятся при получении жалоб.

Основаниями для внеплановых проверок являются следующие положения п. 2 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

1.1) поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования);

2) мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Читайте также:  Якушкин в жилищной инспекции

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены);

2.1) выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении видов государственного контроля (надзора), указанных в ч. ч. 1 и 2 ст. 8.1 настоящего Федерального закона, параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным органом государственного контроля (надзора) индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки, которое предусмотрено в положении о виде федерального государственного контроля (надзора);

3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Также учитываются положения п. 4.2 комментируемой статьи, согласно которой внеплановые проверки могут осуществляться в предусмотренных в ней случаях.

5. В ч. 5 комментируемой статьи говорится о правомочиях государственных жилищных инспекторов и муниципальных жилищных инспекторов.

В силу подп. 3 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.

Согласно п. 7 Положения о государственном жилищном надзоре государственные жилищные инспекторы при осуществлении полномочий по государственному жилищному надзору пользуются правами, предусмотренными ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные ст. ст. 15 — 18 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий.

6. В ч. 6 комментируемой статьи перечислены виды заявлений, с которыми органы государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд.

С этого момента в отношении управляющих организаций, имеющих лицензии на управление многоквартирными домами органами государственного жилищного надзора, реализуется только лицензионный контроль.

8. Правовым актом, регулирующим общественный жилищный контроль, является Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2016 г. N 1491 «О порядке осуществления общественного жилищного контроля» (вместе с «Правилами осуществления общественного жилищного контроля»).

Общественный жилищный контроль осуществляется в целях обеспечения прав и законных интересов граждан, предусмотренных жилищным законодательством, и направлен на повышение прозрачности, открытости и эффективности деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и (или) муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, предусмотренные жилищным законодательством.

Субъектами общественного жилищного контроля являются Общественная палата Российской Федерации, общественные палаты субъектов Российской Федерации, общественные палаты (советы) муниципальных образований, общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации, общественные советы при органах местного самоуправления, общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы многоквартирных домов, а также другие лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Похожие места рядом. Жилищная инспекция , отдел по надзору за переустройством помещений в жилых домах. Инспекция . … К тому же согласно утверждению начальника жилищной инспекции — следы протечки являлись следствием аварии на инженерных коммуникациях в жилом помещении И (!!!) авария была устранена собственником. Собственник это я, и ничего подобного в моём жилом помещении не происходило ГРАЖДАНЕ СКАЗОЧНИКИ! И остался не раскрытым вопрос — так обнаружена или не обнаружена проблема? Откуда сведения об устраненной аварии? Если УК «пошкрябала» штукатурку и замазала сверху краской это не значит, что стена внутри не мокнет и не подвергается разрушению. 12. 1.

Контролирующие органы в сфере ЖКХ в 2020 году

Эффективность производственной и иной деятельности невозможно обосновать при помощи одного законодательного уровня. Нужно отслеживать соблюдение норм, порядок организации работы, соответствие действий установленным требованиям и т. д. Кто контролирует управляющие компании ЖКХ? Их деятельность требует наиболее пристального внимания, ведь они задействованы в одной из самых сложных сфер – в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Обязанности управляющей компании

Контролирующие органы в сфере жкх

Обязанности управляющей компании по содержанию многоквартирного дома отражаются в тексте договора. Среди основных направлений можно выделить:

Уважением и доверием жильцов пользуются те управляющие компании, которые в любое время находятся на связи, ответственно исполняют свои обязанности и ведут прозрачную бухгалтерию.

Организация контролирующих органов

Многоэтажные дома нуждаются в тщательном уходе и внимательном руководстве. Далеко не все собственники квартир довольны деятельностью председателей и сотрудников обслуживающей организации. Кто проверяет работу управляющих компаний? К кому обращаться в случае выявления недочетов, с просьбой разрешить спор или повлиять на недобросовестный подход к обязанностям?

На федеральном уровне

На федеральном уровне контроль за работой управляющих компаний осуществляет ряд органов:

  1. Министерство строительства.
  2. Минэнерго РФ.
  3. Антимонопольная служба.

Минстрой отвечает за разработку нормативов, критериев качества и порядок предоставления коммунальных ресурсов. Структура, защищающая конкуренцию, утверждает принципы расчета стоимости благ цивилизации. А Минэнерго разрабатывает схемы и нормативы теплоснабжения.

На региональном уровне

Основные региональные контролирующие органы в сфере ЖКХ – это Роспотребнадзор, жилищная инспекция и суд. Первый занимается выявлением нарушений, которые могут оказать негативное воздействие на здоровье людей.

Государственный жилищный надзор оперативно реагирует на жалобы граждан, касающиеся соблюдения управляющей компанией нормативно-правовой базы, действующей в сфере ЖКХ. Структура имеет непосредственное отношение к оформлению лицензий.

Если обращения в контролирующие органы не дали должного результата, стоит составить исковое заявление и направить его в суд. Региональный контроль также могут осуществлять профильные некоммерческие компании, полный перечень которых представлен на сайте организации «ЖКХ Контроль».

На муниципальном уровне

Между владельцами квартир и руководством управляющих компаний часто случаются конфликтные ситуации. Обратиться с жалобой можно в местную администрацию или в прокуратуру. Первая не проводит проверок, но может направить распоряжение об осуществлении контроля другому органу.

Кому подчиняются управляющие компании в Москве? Аналогичным структурам, а также жители столицы могут обратиться с жалобой через интернет-ресурс «дома Москвы».

Осуществление контроля со стороны жильцов

Общественный контроль в сфере ЖКХ преследует следующие цели – улучшение качества коммунальных благ и максимальную защиту прав жильцов. Для реализации надзора организованы несколько специальных центров, объединенных в общую сеть.

Сотрудники и добровольцы выполняют ряд задач: отслеживают исполнение обязанностей управляющей компанией, оказывают профессиональные консультации, рассматривают индивидуальные и коллективные обращения, предоставляют возможную помощь в соответствии с квалификацией.

Ваш браузер не поддерживает фреймы

Проведение аудиторских проверок

Недобросовестный подход к исполнению своих обязанностей – это проблема многих управляющих компаний. Распределение средств, ежемесячно перечисляемых жильцами, производит руководитель (или назначенное должностное лицо) обслуживающей организации.

Надзор над управляющими компаниями можно реализовать путем проведения аудита. Инициаторами мероприятия могут выступать: активисты, любой собственник жилья или непосредственно руководство.

Особенности проверки

В зависимости от направления или субъекта, проводящего контроль, можно выделить несколько форм аудита:

  • обязательная;
  • инициативная.

Наибольшей популярностью пользуется второй вид. Одна из главных особенностей аудиторского контроля: заказчиком может выступать как само руководство управляющей компании (в целях повышения доверия, получения возможности отчитаться на общем собрании и т. д.), так и сомневающиеся в ее честности жильцы многоквартирного дома.

Сбор необходимых документов

Документы

Для проведения аудиторской проверки управляющая компания должна подготовить некоторые документы. Среди основных можно выделить:

  • устав;
  • договор между учредителями;
  • перечень акционеров;
  • свидетельство, подтверждающее статистические коды;
  • приказы о назначении руководителя и главного бухгалтера;
  • протоколы общих собраний, гласящие о принятых решениях;
  • регистрационные документы.

В ходе проверки могут потребоваться: кассовые лимиты, бумаги о собственности, сведения о размере уставного капитала, результаты предшествующего финансового контроля и т. д.

Проверка расчетов и выполненных работ

Аудит оплаты приобретенных товаров и услуг включает в себя: проверку грамотности оформления договоров, правильности оплаты, приема и списания полученных ценностей. Инспекторы всегда обращают внимание на наличие документов, определяющих права и обязанности сторон, причины возникновения и способы устранения дебиторской и кредиторской задолженностей, правильность приема и выдачи товаров, использование актуальных статей при составлении проводок.

Аудитор может запросить смету и проверить полноту проведенных работ, а также их соответствие заявленной стоимости. Контролю может быть подвергнуто штатное расписание, тарификация, порядок предоставления заработка и т. д. Инспектор имеет право запросить любой документ, касающийся расхода денежных средств.

Заключительный этап проверки

По окончании аудиторского контроля специалист должен систематизировать результаты, провести анализ и подготовить отчет. При составлении акта инспектор оценивает как выявленные нарушения могут повлиять на бухгалтерскую деятельность, сопоставляет соответствие методов учета и действующего законодательства. Выявление серьезных нарушений может обернуться наложением штрафа или даже судебными разбирательствами.

Куда жаловаться на бездействие УК

Что делать, если управляющая компания недобросовестно относится к своим должностным обязанностям? Во-первых нужно письменно обратиться к руководителю.

Далее следует направлять жалобу в жилищную инспекцию, обращаться за помощью к главе местного самоуправления или инициировать проверку Роспотребнадзора. Незаконное использование денежных средств очень интересует прокуратуру или полицию. Крайняя мера – подача иска в суд.

Как правильно составить жалобу

Жалоба

Жалоба на управляющую компанию в жилищную инспекцию может быть написана от руки или направлена электронным документом. Гражданин имеет право передать обращение нарочно специалисту, отправить его при помощи почты или использовать электронный сервис на сайте. Заявитель должен официально обратиться к руководителю инстанции, указать личные координаты, а также ясно и точно изложить суть проблемы и свои требования.

Ваш браузер не поддерживает фреймы

Ваш браузер не поддерживает фреймы

Читайте также:  Можно ли обратиться в жилищную инспекцию

Ваш браузер не поддерживает фреймы

Процедура замены управляющей компании

Как сменить управляющую компанию? Потребность приобретает обязательный характер, если речь идет о невыполнении условий договора. При реализации задуманного, граждане должны придерживаться следующего порядка:

  1. Принятие решения путем проведения голосования на общем собрании.
  2. Выбор новой компании.
  3. Передача документов.

Смена обслуживающей организации не представляет собой ничего сложного, главное, не ошибиться при выборе новой.

Подводя итоги

На рынке множество управляющих компаний, предоставляющих свои услуги гражданам. Жильцы ежемесячно перечисляют на счет организации денежные средства, в том числе и на обеспечение их нужд, поэтому могут быть инициаторами проведения проверки. Контролирующие органы разнообразны: Роспотребнадзор контролирует качество предоставляемых услуг, прокуратура следит за целевым расходом средств, а к помощи жилищных инспекторов можно прибегнуть при возникновении сомнений в правильности применяемых тарифов. Приглашая квалифицированного аудитора, граждане могут удостовериться в честности и прозрачности производимых расчетов или обнаружить использование денежных средств не по назначению.

Полномочия жилищной инспекции в отношении управляющих компаний : функции жилищной инспекции , положение 2022 года, какими вопросами занимается инспекция . На чтение11 мин. Просмотров7765 Обновлено 04.12.2020. Содержание статьи (кликните, чтобы посмотреть). Какие функции выполняет ГЖИ. Какие проблемы позволяет решить ГЖИ. Как бороться с управляющей компанией через жилищную инспекцию . Как бороться с бездействием жилищной инспекции . Определение.

Кто и как контролирует работу управляющих компаний ЖКХ

Коммунальная организация – это структура, которая является посредником между поставщиком ресурсов (воды, электричества, газа) и жильцами многоквартирного дома (МКД). Деятельность таких компаний регламентирована законодательством и конкретизируется в договоре, заключенном с потребителями. Если жильцы недовольны работой УК, важно знать, кто контролирует управляющие компании ЖКХ. Это поможет определить, в какую инстанцию обращаться с жалобой.

Контроль за управляющей компанией ЖКХ

Полномочия управляющей компании

Основы деятельности управляющей компании закреплены в законодательстве. Перечень ее обязанностей отображается в договоре, который она заключает с жильцами МКД. Если компания не выполняет возложенные на нее функции, соглашение можно расторгнуть и потребовать применения штрафных санкций.

Коммунальная организация имеет следующие функции:

  • выполнение текущего и капитального ремонта;
  • обеспечение дома энергоресурсами;
  • создание безопасных условий эксплуатации дома жильцами;
  • рассмотрение обращений жильцов и так далее.

Детали прописываются в договоре.

Права управляющей компании:

  • информирование о любых несанкционированных способах использования жилья/общих нежилых площадей;
  • взыскание задолженности с жильцов;
  • распределение резервов для ремонтных, эксплуатационных и других работ;
  • инспектирование предоставленных жильцами данных на оплату коммунальных услуг и так далее.

Схема управления в сфере ЖКХ

Кто контролирует работу УК

Важнейшие сферы деятельности государства – контроль и учёт. Они стимулируют коммунальные организации предоставлять услуги добросовестно и согласно закону.

Перечислим органы, контролирующие деятельность управляющих компаний:

  1. Прокуратура – надзор за соблюдением норм закона всеми организациями и субъектами государства.
  2. Госжилнадзор и Роспотребнадзор – контролируют состояние жилья и предоставление услуг потребителям. Действуют на региональном и местном уровнях.
  3. Руководство УК – начальство реагирует на жалобы и информирует жильцов о результатах их рассмотрения.
  4. Жилищная инспекция. В этот орган обращаются, когда основная управляющая структура бездействует.
  5. Суд. Рассматривает ситуации, когда требуется возмещение вреда или принятые решения уполномоченных органов не удовлетворяют заявителя.

С представителями большинства из этих структур можно связаться по телефону, который указан на их официальном сайте.

Контроль на федеральном уровне

На федеральном уровне к главным методам контроля деятельности УК относят издание нормативных актов и методических рекомендаций. Их положения следует соблюдать во всех субъектах РФ.

Упомянем, кто осуществляет контроль за деятельностью УК:

  1. Министерство строительства РФ – обозначает алгоритм предоставления коммунальных услуг, критерии качества работы ресурсоснабжающих оганизаций.
  2. Министерство энергетики РФ – регулирует нормативы и требования поставки теплоэнергии.
  3. Антимонопольная служба – координирует ценообразование и тарифы на предоставление коммунальных услуг.

Кроме того, потребители могут обращаться в Роспотребнадзор. Эта структура обеспечивает правовую защиту всех субъектов на территории РФ и контролирует соблюдение Закона «О правах потребителей».

Организации контролирующие УК

Региональный надзор

Предусмотрен комплексный надзор за управляющими компаниями на региональном уровне. Обращения, связанные с деятельностью коммунальных организаций, рассматривают жилищные инспекции. Также они проводят проверки, привлекают нарушителей в сфере ЖКХ к административной ответственности.

Жилищная инспекция – отраслевой надзорный орган над УК. В перечень полномочий государственной структуры входит множество функций:

  • обнаружение нарушений законодательства;
  • правовая защита лиц;
  • контроль над жилым фондом;
  • проверка состояния помещений и так далее.

В части предоставления коммунальных услуг надзор над деятельностью УК осуществляется через документальные или выездные проверки.

Деятельность жилинспекций регламентируют следующие документы:

  1. Ст. 196 ЖК РФ – в отношении лицензионного контроля.
  2. Правила, ут. ПП №354 – относительно предоставления коммунальных услуг.
  3. В остальных случаях – ст. 196 ЖК РФ, Постановление Правительства №493 «О Госжилнадзоре» от 11.06.13.

В случае выявления нарушения требований законов в сфере ЖКХ важную роль играет агентство по защите прав потребителей.

Госжилинспекция действует по ряду направлений:

  1. Соблюдение требований по содержанию МКД.
  2. Выполнение перепланировок.
  3. Контроль технического состояния зданий.
  4. Мониторинг начисления оплаты коммунальных услуг.
  5. Ход работы по капремонту.

Кроме того, на региональном уровне УК контролирует Региональный комитет по тарифам и Роспотребнадзор.

Проверки на местном уровне

Локально деятельность ЖКХ контролируют муниципалитеты и вышестоящая организация – жилищная инспекция. При выполнении своих функций коммунальные структуры ориентируются на собственные постановления, законодательные акты, постановление Правительства РФ №493 и ст. 20 ЖК РФ.

В большинстве муниципальных структур при администрациях имеются отделы ЖКХ. В их полномочия входит:

  • контроль над соблюдением норм содержания МКД;
  • проверка нормативов при поставке коммунальных услуг;
  • мониторинг жилых зданий на указанной территории.

Если речь идет о том, как проверить деятельность управляющей компании, муниципальные органы могут проводить документальный и выездной аудит. При запросе необходимой информации УК обязана предоставить сведения за определенный период времени.

Выездные проверки в большинстве случаев происходят на основании жалоб жильцов о некачественном или неполном выполнении услуг.

Полномочия собрания жильцов

Собрание жильцов по проблемах ЖКХ

Контролировать деятельность УК могут и сами потребители. Виды услуг и работы, условия и объемы их предоставления указаны в договоре между жильцами и УК. Из этого можно сделать вывод, что важно предельно точно прописать положения документа, чтобы в будущем между сторонами не было спорных ситуаций.

При возникновении подозрений в том, что управляющая организация завышает тарифы, не выполняет порученные ей объемы работ и так далее, нужно знать, кому подчиняется УК.

Если условия договора с УК нарушаются, жильцы могут обратиться в органы, перечисленные выше.

Для подачи жалобы, составленной в форме заявления, стоит заручиться помощью юриста. Специалист правильно составит документ и при необходимости сможет представить интересы жильца или общего собрания в суде.

Как показывает практика, если претензии к УК оправданы, затраты на правовую помощь себя оправдают.

Аудит управляющей компании

Если собственники МКД ставят под сомнение добросовестность действий УК, они могут организовать аудит управляющей компании. Первым делом составляется заявление, в котором заявитель или собрание жильцов должны указать:

  • свои ФИО;
  • адрес проживания;
  • паспортные данные;
  • суть претензии и так далее.

Поскольку УК обязана отчитываться перед избравшими ее жильцами, у организации запросят документы по оказанным услугам, их стоимости, используемым тарифам.

Иногда потребителями коммунальных услуг инициируется проверка жилищной инспекцией.

В любом случае жители могут самостоятельно оценить финансово-хозяйственную деятельность компании (аудит). Так как разобраться в финансовой документации без специальных знаний трудно, собственники МКД обычно привлекают в процессе эксперта.

Подача жалобы на УК

В ситуации, когда коммунальная фирма недобросовестно выполняет обязанности либо вообще ничего не делает, жильцов интересует вопрос, как привлечь ЖКХ к ответственности.

Обращаться с жалобой можно в разные инстанции: от местных администраций ЖКХ, до прокуратуры и суда. Для начала нужно составить заявление на имя директора УК. В этом документе указываются данные заявителя и суть претензий.

Заявление составляется в двух экземплярах. Один вручается руководителю, на втором специалист, принимающий документы, ставит дату и подпись.

Директор УК рассматривает претензию в срок до 10 дней с момента её получения. О принятом решении сообщают заявителю.

При составлении заявления совсем не лишней будет помощь юриста, поскольку нужно точно обозначить законодательные нормы, на которые ссылается жилец. Также можно обратиться в центр общественного контроля в сфере ЖКХ.

Жалоба на УК

Выводы

У подачи жалобы есть много нюансов, поэтому стоит заручиться помощью профессионала. Если дело дойдет до суда, УК, выступая в роли ответчика, для защиты своих интересов привлечет опытного юриста. Он без труда найдет процессуальные ошибки в заявлении или нарушение сроков подачи жалобы. Следовательно, истец – жилец или собрание владельцев квартир – должны хорошо разбираться в особенностях деятельности управляющих компаний.

5 thoughts on “Кто и как контролирует работу управляющих компаний ЖКХ”

Когда у меня в квартире тёк потолок, а УК отмахивалась, я написала жалобу в местное отделение Государственной жилищной инспекции. Мне письменно ответили в течение месяца, а вопрос решили через 10 дней после ответа. Управляющая компания после жалобы стала очень вежливая и участливая, даже извинились, что “не смогли прийти раньше”. Нужно не бояться отстаивать свои права.

Как всегда в России проверяющих и контролирующих орагнов и ведомств в этм вопросе множество, при этом УК умудряются спокойно присваивать деньги жильцов и тратить их по своему усмотрению.

Контролирующие органы мало что могут без инициативы снизу. Чтобы Управляющая компания не присваивала деньги жильцов, эти жильцы должны следить за тратами и жаловаться в случае подозрений.

Да действительно контролирующих органов предостаточно в любой отрасли, только все эти проверки скорее на словах и на бумаге. В реальности управляющие компании не такие уж честные, умудряются обманывать население.

Все контролирующие органы , всегда на стороне уо в сфере жкх. Почему каждый житель страны постоянно ,должен , что то доказывать. Бред какой то проще реагировать на каждую жалобу жителей страны и принимать меры к нарушителям. А коли всё нужно оформлять грамотно с юридической точки , сделать все услуги юристов бесплатными. Оплачивать эти услуги надо за счёт бюджета. А так как в основной массе не настолько богатые люди не в состоянии это оплатить .Вот и издеваются над народом все кому не лень. жаль , что так происходит , что обычные граждане не юристы,всё время доказывать приходится. А не проще соблюдать законы.

Надзор над управляющими компаниями можно реализовать путем проведения аудита. Инициаторами мероприятия могут выступать: активисты, любой собственник жилья или непосредственно руководство. Особенности проверки. … Далее следует направлять жалобу в жилищную инспекцию , обращаться за помощью к главе местного самоуправления или инициировать проверку Роспотребнадзора. Незаконное использование денежных средств очень интересует прокуратуру или полицию. Крайняя мера – подача иска в суд. Как правильно составить жалобу. Жалоба на управляющую компанию в жилищную инспекцию может быть написана от руки или направлена электронным документом.

Источники
  • https://www.zakonrf.info/jk/20/
  • https://nedvizhka.site/zhkh/uk/kontroliruyushhie-organy
  • https://pravovdom.ru/zhkx/kto-kontroliruet-upravliaiushchuiu-kompanyiu-zhkx.html

Рейтинг
Загрузка ...