Управление домом с муниципальным жилфондом нередко вызывает вопросы у управляющей организации и приводит их в суд для споров с органами местного самоуправления и Госжилинспекцией. Сегодня рассмотрим очередной такой спор. На примере судебного дела разберём, имеет ли право местная администрация, а не Госжилинспекция, проводить в отношении управляющей организации жилищный контроль.
Государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и общественный жилищный контроль
Жилищный фонд Российской Федерации имеет большое количество имущества разного типа. Региональные субъекты в основном владеют муниципальной жилплощадью, которая распределяется между юридическими и физическими лицами.
За правомерностью и правомочностью распределения жилищного фонда местного масштаба следит муниципальный жилищный контроль — государственная структура, специально организованная для этих целей.
В статье мы ответим на вопрос, что такое ЖМК, изучим принцип работы и основные функции госоргана.
Понятие государственного жилищного надзора
Такое понятие как надзор со стороны государства обозначает функцию специально созданных инспекций или других органов осуществлять постоянное наблюдение за точностью соблюдения законности в определенной сфере деятельности. Государственный жилищный надзор выполняет свои задачи в области защиты жилищных прав населения. Функции и обязанности, которые возложены на государственный жилищный надзор, прописаны в Жилищном Кодексе РФ. Регламенту работы контролирующих органов посвящена статья 20 данного Кодекса, согласно которой основные обязанности по проведению проверки фактов нарушения законности должны исполнять государственные организации в виде отделов и департаментов, входящих в структуру исполнительных органов власти.
Муниципальный жилищный контроль и государственный жилищный надзор
Муниципальный жилищный контроль, функции которого регламентируются в той же 20 статье ЖК РФ, создается как самостоятельный отдел в местном самоуправлении, жилом поселении или при сельском совете. Орган муниципального жилищного контроля выполняет свои функции, контролируя соблюдение законности по отношению к объектам жилищного фонда муниципального коммунального хозяйства. Регламент деятельности, которым руководствуется муниципальный жилищный контроль, устанавливается на уровне обязанностей отдельных субъектов, входящих в Российскую Федерацию.
Основные обязанности по надзору в жилищной сфере осуществляет орган государственного жилищного надзора в каждом региональном образовании, который существует в виде департаментов, комиссий, отделов или инспекторов.
Организация строится по территориально-функциональному принципу, т.е. региональный департамент делится на отделы, каждый из которых отвечает за определенную функцию, и имеет подчиненные службы и отделы в муниципальных образованиях. На практике региональный государственный жилищный надзор совмещает обязанности государственных и муниципальных организаций.
Нормативные основания работы органов контроля
Основной законодательный документ, регламентирующий существование, порядок деятельности, права и функции МЖК – это Жилищный Кодекс РФ. Основные положения по МЖК изложены в статье 20 данного документа.
Порядок проведения и оформления проверок осуществляется в соответствии с Кодексом об административных нарушениях (глава 21) и федеральными законами:
- № 131 от 06.10.03 по вопросам организации органов местного самоуправления;
- № 59 от 02.05.06 о порядке рассмотрения обращений от граждан;
- № 294 от 26.12.08 по вопросам защиты прав юридических лиц и ИП в ходе работы органов государственного и муниципального контроля.
Пошаговый регламент порядка разработки планов регулярных проверок утвержден Постановлением Правительства № 489 от 30.06.10 года.
В ходе проверки представители МЖК руководствуются нормативными документами в сфере жилищно-коммунального хозяйства, такими как:
Главный государственный жилищный инспектор и его полномочия
Составление плана, координацию деятельности и порядок осуществления государственного жилищного надзора осуществляет главный государственный жилищный инспектор, назначаемый правительством Федерации. Он контролирует выполнение обязанностей территориальных и муниципальных образований (департаментов и отделов), утверждает планы, и организует работу путем направления актов, указаний, методических рекомендаций и разъяснений, получения информации от местных департаментов и инспекторов. Во исполнение своих контролирующих функций главный государственный инспектор имеет право составлять протоколы по фактам административных нарушений в жилищной сфере, направлять акты и предписания, обязывающие устранить выявленные нарушения в жилом фонде, назначать и освобождать от должности руководителей региональных департаментов, комиссий и отделов.
Судебная практика по статье 20 ЖК РФ:
Решение Верховного суда: Определение N 301-АД16-19395 от 30.06.2017 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Решение Верховного суда: Определение N 305-КГ15-18001 от 13.01.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Решение Верховного суда: Определение N 310-КГ17-10374 от 09.08.2017 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Решение Верховного суда: Определение N 14-АПГ13-5 от 09.10.2013 Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
Решение Верховного суда: Определение N 305-КГ16-2260 от 05.04.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Решение Верховного суда: Определение N 309-КГ16-19619 от 06.02.2017 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Решение Верховного суда: Определение N 301-КГ17-15166 от 24.10.2017 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Решение Верховного суда: Определение N 43-АПГ16-15 от 25.10.2016 Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
Решение Верховного суда: Определение N ВАС-3137/13 от 27.03.2013 Коллегия по гражданским правоотношениям, надзор
Решение Верховного суда: Определение N 310-ЭС14-5955 от 17.04.2015 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Комментарии ()
Предмет проверки жилищного надзора
Жилищный Кодекс РФ и положение о порядке осуществления муниципального жилищного контроля определяют основные принципы работы департаментов и отделов надзора и контроля.
Среди них дается определение предмета проверки. Основные обязанности контролирующих отделов и организаций состоят в выявлении нарушений обязательных для исполнения требований законодательных органов федерального и регионального значения в жилищной сфере.
В перечень вопросов, подлежащих проверке, входит:
- законность и соблюдение регламента выборов организации для управления жизнедеятельностью многоквартирных домов;
- принятия решений по вопросам создания ТСЖ, разработки устава и прочих актов, определяющих регламент деятельности;
- выявление нарушений в деятельности лиц, исполняющих функции управляющих в многоквартирном жилом фонде.
Весь порядок осуществления муниципального жилищного контроля строится на проведении проверок, выявлении и требовании устранения нарушений путем составления актов, а также привлечении виновных лиц к мерам административной ответственности.
Что обычно проверяют
Вот какая деятельность понимается под муниципальным жилищным контролем при проведении проверок:
- Изучать, как происходит использование домового имущества и придомовой территории. Проверять соблюдение норм законности и рациональность распоряжения ресурсами.
- Рассматривается то, как предоставляются коммунальные услуги жильцам и оценивается их качество.
- Проверяется, какие меры приняты для подготовки к отопительному сезону.
- Управляющая компания обязана предоставить проверяющим учредительные документы. МЖК проверяет их соответствие требованиям законодательства.
- Рассматривается ведение работ по обслуживанию жилищного фонда. Проверяется качество выполнение и соблюдение сроков.
- Контролируется подготовка к летнему сезону.
- Проверяют санитарное состояние жилого фонда и выполнение работ, обязательных для его поддержания.
- Проводится контроль состояния газового оборудования. Проверяют выполнение работ для поддержания его состояния, соблюдение правил безопасности при эксплуатации.
- У управляющей компании проверяют, имеется ли лицензия на осуществление деятельности и контролируют выполнение её условий.
Здесь перечислены основные направления проверок, но при необходимости этот перечень может быть дополнен. Муниципальный жилищный контроль проверяет законность и эффективность деятельности управляющих компаний. При необходимости он предпринимает действия для исправления ситуации.
Основания для включения плановой проверки
Инспекция государственного жилищного надзора и аналогичные муниципальные отделы и департаменты для своей деятельности составляют план проверок, в котором определяют перечень лиц, подлежащих проверке в текущем году. Для включения в такой план контрольной деятельности необходимо, чтобы соблюдался годовой диапазон с момента:
- От первого дня деятельности лица, выполняющего обязанности управляющего многоквартирным жилым фондом. Для этого все лица, производящие работу в этой сфере, направляют уведомления в службы надзора о дате начала своей деятельности.
- От даты, когда на учет муниципального реестра поставлен дом социального использования, в котором наймодатель попадает в категорию проверяемых лиц.
- От предыдущей проверки по плану или внеплановой, если деятельность ответственных лиц и проверяемых объектов длится более одного года.
План проверок, который разрабатывает орган государственного жилищного надзора, включает все категории субъектов, охватывая весь перечень юридических и физических лиц, работающих в сфере жилищных отношений и жилого фонда.
Основания для включения внеплановой проверки
Регламент, по которому работает государственный жилищный надзор, кроме проведения проверок в соответствии с планом, включает такой пункт как проверки внеплановые.
Регламент проведения мероприятий вне плана в качестве оснований указывает:
- заявления, жалобы и обращения, поступившие в отдел или департамент от граждан или лиц — субъектов хозяйственной деятельности, в которых приводятся факты нарушений или злоупотреблений в вопросах создания, регистрации или деятельности управляющих многоквартирными домами;
- акты о невыполнении предписаний, выданных ранее контролирующим отделом для устранения выявленных фактов нарушения законодательных норм;
- составленные акты о принесении вреда здоровью или жизни граждан, связанные с нарушением жилищного законодательства.
Основные нарушения, по которым объявляются проверки, не включенные в план деятельности:
- отступление от утвержденного регламента создания объединений владельцев жилья, разработки или внесения изменений в уставных документах, выборов управляющих и заключения с ними договоров и актов на выполнение возложенных обязанностей по содержанию жилого фонда;
- неправомерные решения и деяния лиц, управляющих многоквартирными домами, в вопросах управления и содержания жилого фонда, проведения ремонтных работ, необоснованного изменения ставок оплаты за оказание коммунальных услуг и так далее.
Внеплановые проверки не включаются в годовой план контролирующих отделов, проводятся внезапно, без предварительного уведомления проверяемых и согласования с органами прокуратуры выхода инспекторов на проверяемый объект.
Обязанности
Организовывая деятельность структур, муниципалитет обязан контролировать действия физических и юридических лиц по использованию муниципального ЖФ. Уполномоченные органы муниципального контроля должны работать в соответствии с положениями вышеперечисленных законодательных актов.
Жилищный контроль местного самоуправления состоит из специализированных центров, которые начали официально функционировать начиная с 1 января 2013 г. Сотрудники этих организаций выполняют ряд функций:
- Проверка по своей инициативе и по просьбе граждан, сторонних организаций правомерности и рациональности использования муниципального ЖФ со стороны 3-их лиц.
- Обнаружение и устранение фактов, связанных с неправомерным и нерациональным использованием муниципального ЖФ.
- Решение любых спорных вопросов, которые возникли у субъектов правоотношений касаемо использования ЖФ муниципалитета.
Исходя из вышеперечисленных функций, отделы жилищного контроля местного муниципалитета обязаны следить за тем, чтобы жильцы или управляющие компании МКД добросовестно исполняли обязанности по содержанию жилищного имущества, регламентированные действующим законодательством.
В обязанности контролирующих организаций входит ежегодная проверка правомерности функционирования и выполнения функций управляющими жилищно-коммунальными компаниями.
При выявлении любых нарушений в работе УК жилищный контроль должен поставит в известность соответствующие ведомственные структуры с целью решения проблемы.
Права жилищного инспектора и органов жилищного надзора
Положение о государственном жилищном надзоре содержит регламент, определяющий права жилищного инспектора, который разрабатывается в соответствии со статьей 20 Жилищного Кодекса РФ.
Жилищный инспектор, осуществляющий муниципальный жилищный контроль имеет право:
- получать сведения от органов власти, отделов коммунального сектора и предпринимательских структур на свои запросы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований;
- проходить на территорию любого объекта, подпадающего под определение многоквартирного жилого фонда, предъявив удостоверение и приказ о проведении проверки;
- проводить обследование, испытательские работы, назначать экспертизу или мероприятия по расследованию;
- составлять акты и предписания, в которых выдвинуто требование прекратить и исправить все выявленные факты нарушений, и по истечении шестимесячного срока согласно регламенту работы требовать отчет об их исполнении;
- оформлять протоколы по вопросам административных правонарушений, заводить и рассматривать дела по нарушениям административного правопорядка в жилищной сфере;
- при выявлении нарушений, влекущих уголовную ответственность, составлять акты и материалы, по которым соответствующими органами возбуждаются уголовные дела;
- передавать в суд дела об отмене неправомерно принятых документов и договоров или ликвидации созданных объединений собственников жилья, о защите прав пользователей или собственников жилого фонда.
Организация контроля на уровне муниципалитета
На муниципальном уровне проверку выполняет соответствующий орган муниципального жилищного надзора (ОМЖН). Среди основных его полномочий выделяют рассмотрение жалоб граждан, проведение ежегодных и внеплановых проверок с целью контроля работы ЖКХ, вынесение предписаний нарушителям. Представители муниципального звена в системе контроля подчиняются органам федерального и регионального уровней. Их деятельность регламентируется основными законодательными актами, регулирующими правила осуществления проверок работы ЖКХ. При выявлении любых несоответствий с нормами, муниципальные органы вправе приостановить деятельность УК до устранения всех нарушений, и передать их функции другой компании.
Регламент работы
Организационные мероприятия по проведению проверок УК заключаются в разработке специальных программ, положения об ОМЖН и регламентов работы. Муниципальные органы контроля подчиняются региональным инспекциям и другим подразделениям, занимающимся проверками деятельности организаций ЖКХ.
Функции органов муниципального контроля
Органы, осуществляющие надзор над деятельностью предприятий ЖКХ на муниципальном уровне, уполномочены на выполнение следующих функций:
- Проверка соблюдения требований нормативных документов.
- Направление запросов и получение согласования на выдачу распоряжений о проверочных мероприятиях.
- Выдача предписаний об устранении обнаруженных нарушений и неполадок.
- Составление отчетов о выполненных работах по контролю.
- Направление результатов проверок в правоохранительные органы, если выявлены грубые нарушения;
Одной из самых важных функций является: организация, подготовка и проведение лицензирования предприятий ЖКХ. Эта деятельность направлена на то, чтобы к обслуживанию МКД, изначально привлекались только организации, отвечающие всем требованиям.
Работа с обращениями граждан
При получении письменного обращения от граждан, товарищества собственников жилья или инициативной группы жителей, ОМЖН:
- обеспечивает всестороннее и своевременное рассмотрение заявления;
- делает запросы на дополнительные документы, которые необходимы для рассмотрения жалобы;
- принимает все меры для восстановления нарушенных прав гражданин, написавших обращение;
- готовит ответы на поставленные вопросы в письменном виде.
Орган муниципального контроля должен информировать заявителя о направлении обращения в другие надзорные органы для дальнейшего разбирательства.
Понятие общественного жилищного контроля
Положение о государственном жилищном надзоре и ЖК РФ предусматривают существование такого понятия как общественный жилищный контроль. В его функции входит организация контроля со стороны общественности за правомерностью и законностью деятельности, которую проводят уполномоченные лица и организации, входящие в систему государственных, региональных и муниципальных исполнительных органов.
Регламент деятельности общественного жилищного контроля базируется на принципах защиты интересов граждан, учитывает общественное мнение и дает оценку того, насколько добросовестно управление государственного жилищного надзора справляется со своими обязанностями.
Подводя итог, стоит отметить, что функции органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере жилищного права, не распространяются на организации, которые получили лицензию и осуществляют свои обязанности в роли управляющих в многоквартирных домах.
Жилищная инспекция Москвы – это государственное учреждение, основная задача которого заключается в осуществлении контроля деятельности столичных управляющих компаний, обслуживающих многоквартирные дома. Также эта организация призвана решать проблемы и вопросы, возникающие между жителями домов и УК. … Содержание. Жилищная государственная инспекция Москвы – что это такое? Полномочия и обязанности жилищной инспекции города Москвы . Когда жителям следует обращаться в жилищную инспекцию ? Как подать жалобу в жилищную инспекцию ? Как государственная жилищная инспекция работает с жалобами жильцов? Привлечение управляющих компаний к ответственности.
Вправе ли муниципалитет проводить в отношении УО жилищный контроль
Управление домом с муниципальным жилфондом нередко вызывает вопросы у УО и приводит их в суд для споров с органами местного самоуправления и ГЖИ. Сегодня рассмотрим очередной такой спор. На примере судебного дела разберём, имеет ли право местная администрация, а не ГЖИ, проводить в отношении УО жилищный контроль.
Муниципалитет принимает жалобы от жителей домов и проводит проверки по ним
В одну из городских администраций Брянской области с жалобой на плохое состояние общего имущества МКД обратились его жители. Муниципалитет провёл документарную и выездную проверки и выдал предписание управляющей домом организации, потребовав провести работы на мусоропроводе и остеклить окна в местах общего пользования.
- Муниципалитет не может проводить проверки в рамках лицензионного контроля.
- ОМС не согласовал надзорные мероприятия с прокуратурой.
- В проверке участвовали жители дома, не аттестованные для этого в установленном порядке.
Дело № А09-8743/2019 дошло до Верховного суда РФ. Рассмотрим подробно его ход и аргументы сторон и судов разных инстанций.
Орган ГЖН проводит в отношении УО лицензионный контроль
Суд первой инстанции встал на сторону управляющей организации, согласившись с её доводами. Судья отметил, что в проверке, согласно акту, участвовали два собственника помещений в МКД, но в распоряжении о её проведении они не указаны как уполномоченные на это лица.
Владельцы квартир не имеют специальных знаний, опыта в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности и не аттестованы в установленном Правительством РФ порядке. Следовательно, у муниципалитета не было оснований для привлечения жителей дома к проверке.
Согласно ч. 7 ст. 20 ЖК РФ, в отношении УО не проводится государственный жилищный надзор, исключительно лицензионный контроль. Сделать это вправе только органы Госжилнадзора, к которым относится ГЖИ Брянской области (ст. ст. 20, 192, 196 ЖК РФ). Суд указал, что у городской администрации отсутствуют правовые основания для проведения проверки лицензионной деятельности УО.
При этом внеплановая выездная проверка по жалобе граждан может состояться только после согласования в установленном порядке с прокуратурой. Проводить такие мероприятия в отношении лицензиатов без предварительного уведомления и согласования с органом прокуратурой вправе только ГЖИ (ч. 3 ст. 196 ЖК РФ).
На основании этих выводов суд первой инстанции признал предписание, выданное муниципалитетом в отношении УО, незаконным. Спор переместился в апелляционный суд.
ОМС проводит муниципальный жилищный контроль в отношении УО в доме с муниципальными квартирами
- действующее законодательство не содержит запрет на присутствие при проведении проверки заявителей, по чьим обращениям она проводится;
- городская администрация проводила проверку в отношении УО в рамках муниципального жилищного, а не лицензионного контроля: три квартиры в МКД являются муниципальными;
- запрет на государственный жилнадзор в отношении лицензиатов, установленный в ч. 7 ст. 20 ЖК РФ, не касается других видов жилищного контроля, в том числе муниципального.
Апелляционный суд поддержал орган местного самоуправления, указав, что в ст. 14 ЖК РФ определено, что к полномочиям такого органа в области жилищных отношений относится в том числе осуществление муниципального жилищного контроля. Если в МКД есть хотя бы одно помещение муниципального жилфонда, ОМС вправе проводить проверку, как этого помещения, так и общего имущества в доме (ч. 1.1 ст. 20 ЖК РФ).
Муниципальный жилищный контроль является самостоятельным видом деятельности. Положения ст. 20 ЖК РФ не устанавливают запрет на такой контроль в отношении УО, управляющих многоквартирными домами по лицензии. При этом уведомлять прокуратуру ОМС не был обязан: основанием для проведения проверки стало обращение граждан о фактах нарушения УО обязательств по договору управления (ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ).
Вывод суда первой инстанции о привлечении к проведению мероприятий по контролю не аттестованных в установленном порядке лиц также был признан ошибочным. Присутствие граждан, проживающих в многоквартирном доме, в отношении которого проводилась проверка, не противоречит положениям № 294-ФЗ и не нарушает права и законные интересы УО.
Суд определил, что муниципалитет был вправе выдать обязательное для исполнения предписание для обеспечения безопасности и комфортного проживания в МКД жильцов и сохранности жилого фонда. Решение первой инстанции было отменено, а иск УО отклонён. Кассационный суд и ВС РФ согласились с правильностью этих выводов и отказались пересмотреть апелляционное определение.
Запомнить
Выводы судов по делу № А09-8743/2019 доказывают, что несмотря на то, что управляющая организация осуществляет лицензионную деятельность по управлению МКД, в её отношении может быть проведён муниципальный жилнадзор.
Для этого достаточно, чтобы в доме была хотя бы одна муниципальная квартира, а в администрацию поступила жалоба хотя бы одного собственника помещения в таком МКД. При этом в деле нет указаний на то, жаловался ли на состояние общего имущества наниматель муниципальной квартиры или же владелец.
Следовательно, любой житель МКД может направить обращение в ОМС, и при наличии в доме муниципального жилфонда орган местного самоуправления вправе провести жилищный контроль в отношении УО без согласования с прокуратурой.
Как правильно составить жалобу в жилищную инспекцию ? Перед тем, как обращаться с жалобой в жилинспекцию, желательно предпринять действия по мирному урегулированию конфликта. Гражданин может позвонить в управляющую компанию или написать заявление с просьбой решить проблему. Если управляющая фирма ответила отказом или проигнорировала обращение собственника жилья, следует подготовить жалобу в жилищную инспекцию . Жалоба составляется по следующему алгоритму: В правом верхнем углу листа заполняется «шапка», в которой указывается наименование жилищной инспекции в конкретном муниципальном образовании , ФИО гражданина, его адрес и телефон для связи.
Права муниципалитета на проведение жилищного контроля по отношению к УО
Деятельность УК
Вопросы управления домами в условиях муниципального жилого фонда в последнее время очень часто решаются в судебном порядке. Именно в судах разрешаются споры с представителями органов местного самоуправления (ОМС) или Государственной жилищной инспекции (ГЖИ). Например, к числу наиболее распространённых спорных ситуаций можно отнести проведение жилищного контроля при ненадлежащем состоянии общего имущества, которое принадлежит собственникам многоквартирного дома (МКД).
Проверки по жалобам жильцов
Муниципалитетами проводятся документарные и выездные проверочные мероприятия с выдачей предписаний в адрес управляющей организации (УО). Несогласие организации с предписанием предполагает его оспаривание в судебном порядке. В этом случае исковое заявление должно содержать следующие сведения:
- отсутствие у муниципалитета права проведения проверки (лицензионного контроля);
- отсутствие участия в проверке аттестованных в установленном порядке лиц;
- отсутствие согласования надзорных мероприятий с прокуратурой.
Безусловно, если проверка в соответствии с актом, проводится с участием собственников МКД, то данные участники должны быть указаны в качестве уполномоченных лиц, которые:
- Владеют специальными знаниями и опытом в данной сфере.
- Аттестованы согласно порядку, установленному Правительством РФ.
Несоблюдение одного из перечисленных выше правил не даёт муниципалитету оснований, по которым жители дома могут быть привлечены к проверочным мероприятиям. Кроме прочего, в соответствии с ч. 7 ст. 20 ЖК РФ в обязательном порядке нужно различать правила проведения государственного жилищного надзора и лицензионного контроля.
Правовые аспекты
Правовое основание на проведение данных мероприятий имеется исключительно у органов ГЖИ (ст. ст. 20, 192, 196 ЖК РФ), а осуществление любой внеплановой выездной проверки по жалобам жителей граждан предполагает предварительное согласование работы с прокуратурой, согласно установленному порядку. По отношению к лицензиатам правило отсутствия уведомления, а также согласования с прокуратурой распространяются сегодня исключительно на мероприятия, которые проводятся Государственной жилищной инспекцией (ч. 3 ст. 196 ЖК РФ).
Полномочия органов местного самоуправления
Осуществление муниципального жилищного контроля в отношении управляющей компании в МКД с муниципальными жилыми помещениями со стороны ОМС требует особого внимания:
- со стороны действующего в настоящее время законодательства РФ не распространяется запрет на проведение проверки с участием заявителей;
- городской администрацией проводится проверка в отношении управляющей компании согласно правилам муниципального жилищного контроля;
- существующий запрет в отношении лицензиата не распространяется на другие виды жилищного контроля, включая муниципальный.
Исходя из сказанного, можно прийти к выводу, что согласно ст. 14 ЖК РФ полномочия данного органа позволяют проводить муниципальный жилищный контроль на законных основаниях. При этом, многоквартирные дома, имеющие даже единственное помещение, относимое к категории муниципального жилфонда, могут рассчитывать на проведение проверки не только конкретно этого помещения, но и общедомового имущества со стороны ОМС (ч. 1.1 ст. 20 ЖК РФ).
Особенностью муниципального жилищного контроля, как самостоятельного вида деятельности, является соответствие ст. 20 ЖК РФ. В данном Положении нет запрета на проведение контроля в отношении управляющих компаний, работающих с МКД согласно лицензии, поэтому отсутствует обязательство по предварительному уведомлению прокуратуры. В подобной ситуации основание для проверки – это обращение жильцов с указанием фактов нарушений УО договора управления (ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ). Таким образом, по результатам проверки муниципалитетом на законном основании выдаётся обязательное для исполнения предписание, направленное на обеспечение безопасного, комфортного проживания собственников дома, а также сохранение МКД в жилом состоянии.
Делаем выводы
Любые управляющие компании ведут свою деятельность в сфере управления МКД на основании официальной лицензии, поэтому всегда должны быть готовы к проведению муниципального жилищного надзора при наличии в управляемом доме даже единственной муниципальной квартиры и поступлении представителям администрации жалобы.
Таким образом, жалоба может быть составлена нанимателем муниципальной квартиры многоквартирного дома или собственником жилого помещения, а представителями органов местного самоуправления на законных основаниях будет проведены мероприятия по жилищному контролю в отношении управляющей компании МКД даже без наличия согласования с органами прокуратуры.
При взаимоотношении с Государственной жилищной инспекцией Вам необходимо учитывать следующее: 1. В соответствии с п. 16 ст. 10 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – ФЗ) о проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо уведомляются органом государственного контроля (надзора) не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
- https://sberipoteka-2020.ru/avarijnoe-i-vethoe-zhile/municipalnyj-zhilishchnyj-kontrol.html
- https://roskvartal.ru/gzhi/11919-vprave-li-municipalitet-provodit-v-otnoshenii-uo-zhilischnyy-kontrol
- https://blog.gisgkx.ru/prava-munitsipaliteta-na-provedeniye-zhilishchnogo-kontrolya-po-otnosheniyu-k-uo/