Жк рф направление протокола собрания в государственную жилищную инспекцию

Ст. 46 ЖК РФ с комментариями и судебной практикой. Жилищный кодекс в действующей редакции. Статья 46 ЖК Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме

Жк рф направление протокола собрания в государственную жилищную инспекцию

1. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом (ст. 44 ЖК РФ).

К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится:

— принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, ремонте общего имущества в многоквартирном доме;

— принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им;

— принятие решений о передаче в пользование общего имущества в многоквартирном доме;

— выбор способа управления многоквартирным домом;

— создание и ликвидация товарищества собственников жилья;

— другие вопросы, отнесенные Жилищным кодексом Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (ст. ст. 44, 135, 141, 156 ЖК РФ).

2. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме (ст. 45 — 48 ЖК РФ).

Общее собрание собственников помещений мн.дома может быть первоначальным, очередным или внеочередным.

Собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

— непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;

— управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

— управление управляющей организацией (ст. 161 ЖК РФ).

3 Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке, является обязательным для всех собственников помещений.

4. Формы проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть проведено:

— в очной форме, то есть при совместном присутствии собственников помещений в конкретном месте и в конкретное время для обсуждения вопросов, поставленных на голосование;

— очно – заочной форме, предусматривающей возможность очного голосования повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, а также возможность передачи письменных решений по вопросам, поставленным на голосование в установленный срок в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;

— в форме заочного голосования — без совместного присутствия собственников помещений путем передачи в письменной форме решений собственников по поставленным на голосование вопросам (ст. 47 ЖК РФ). Форма заочного голосования применима при решении любых вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания.

5. Инициатор (организатор) общего собрания собственников помещений.

Общее собрание собственников помещений может быть созвано по инициативе физических или юридических лиц, являющихся собственниками помещений данного многоквартирного дома.

Инициаторами проведения общего собрания собственников могут быть:

— первичного собрания — собственник или несколько собственников помещений в данном доме (ч. 1 ст. 45 ЖК РФ);

— очередного собрания — лица из числа собственников, ответственные за проведение собрания (избранные на первом собрании собственников — ч. 1 ст. 45 ЖК РФ), правление ТСЖ (если оно создано);

— внеочередного — по инициативе любого из собственников данного многоквартирного дома (ч. 2 ст. 45 ЖК РФ), правления ТСЖ (если оно создано), членов ТСЖ или ревизионной комиссии (рекомендуется предусмотреть в уставе ТСЖ право на созыв общего собрания — ст. 146 ЖК РФ);

— по выбору управляющей организации — собственники помещений в данном доме (ч. ч. 2, 3 ст. 161 ЖК РФ) или территориальный орган исполнительной власти (ч. 6, ст. 161 ЖК РФ).

Собственники, обладающие не менее, чем десятью процентами голосов от общего количества голосов собственников помещений в мн. доме, вправе обратиться в письменной форме в УК или правление ЖСК либо ТСЖ с предложением провести общее собрание собственников в доме. При этом, должны быть сформулированы вопросы, подлежащие внесению в повестку дня общего собрания. УК, ТСЖ, либо ЖСК в течении 40 дней с момента поступления такого обращения, но не позднее, чем за 10 дней до даты проведения общего собрания, уведомляют об этом каждого собственника помещения в доме в установленном порядке, а также оформляют необходимые документы по результатам данного собрания.

Инициатором общего собрания собственников в мн. Доме также может быть УК, осуществляющая управление данным мн. домом.

6. Подготовка общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Инициативная группа разрабатывает необходимую для проведения общего собрания документацию, формирует повестку дня, подбирает помещение, в котором предполагается проведение общего собрания, размещение информации и документации, а также определяет дату и место проведения общего собрания.

После определения повестки дня собрания и подготовки необходимой документации осуществляется подготовка и направление сообщений о проведении собрания.

Кроме того, инициативная группа прорабатывает и другие вопросы, связанные с проведением общего собрания:

— выявление всех собственников в данном многоквартирном доме; предварительный опрос мнений жителей по вопросу выбора способа управления, а также разъяснение действующего законодательства по вопросу управления многоквартирным домом; выявление организаций, специализирующихся на управлении многоквартирными домами;

— определение доли каждого собственника в общем имуществе многоквартирного дома; определение кандидатур председателя общего собрания, секретаря, счетной комиссии и др.

7. Определение доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (п. 1 ст. 37 ЖК РФ).

Перечень общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, на которое возникает право собственности у всех собственников помещений в данном доме, и порядок определения долей в праве общей собственности установлен ст. ст. 36, 37 ЖК РФ.

Доля каждого собственника определяется путем деления площади помещения (по свидетельству о собственности) на сумму площадей жилых и нежилых помещений в доме, находящихся в соответствующих видах собственности (частной, муниципальной).

8. Проведение собрания собственников в очной форме.

Статьей 45 — 48 ЖК РФ регламентирован порядок проведения собрания. Инициаторы проведения общего собрания обязаны сообщить собственникам помещений в данном многоквартирном доме о проведении такого собрания не позднее чем за 10 дней до даты его проведения.

В сообщении должно быть указано следующее:

— сведения о лице (или лицах), по инициативе которого (или которых) созывается данное собрание;

— о форме проведения данного собрания;

— о дате, месте, времени проведения данного собрания;

— о повестке дня собрания.

Общее собрание не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня, равно как и не вправе изменять повестку дня. В противном случае решение общего собрания может быть оспорено в судебном порядке (ч. 2 ст. 46, ст. 146 ЖК РФ).

Наиболее простым способом ознакомления с материалами, а также с принятыми общим собранием решениями будет размещение соответствующей информации в определенном помещении данного многоквартирного дома, доступном каждому собственнику помещения в данном доме. Порядок размещения информации устанавливается на первом общем собрании собственников помещений и должен быть доведен до каждого собственника

(ч. 1 ст. 45 ЖК РФ).

Особое внимание законодательство уделяет порядку уведомления о проведении общего собрания собственников помещений.

Для созыва самого первого общего собрания собственников мн. дома, инициаторам проведения такого собрания целесообразно либо направить извещение каждому собственнику заказным письмом либо вручить под расписку.

Точное соблюдение требований, предъявляемых частями 4 и 5 ст. 45 ЖК РФ к сообщению о проведении общего собрания, является необходимым условием правомочности данного собрания. В случае их несоблюдения решения общего собрания могут быть оспорены в судебном порядке (ч. 6 ст. 46 ЖК РФ).

9. Правомочность общего собрания.

Общее собрание правомочно, если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников (ст. 45 ЖК РФ).

Присутствие собственников на собрании и наличие кворума подтверждается листом регистрации участников с указанием фамилии, имени, отчества, адреса, реквизитов свидетельства о собственности на помещение, доли в праве общей собственности на имущество, подписью собственника с приложением доверенности, если в собрании принимает участие представитель собственника.

10. Решения общего собрания.

Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме принимаются:

— большинством (не менее двух третей) голосов от общего числа голосов собственников помещений — по вопросам принятия решений о реконструкции многоквартирного дома, строительстве хозяйственных построек и других зданий, сооружений, ремонте общего имущества, о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, о передаче в пользование общего имущества в многоквартирном доме (ст. ст. 44, 46 ЖК РФ);

— более чем 50 процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений — по вопросу создания товарищества собственников жилья (ч. 1 ст. 136 ЖК РФ);

— большинством голосов от общего числа голосов, принимающих участие в данном собрании, — по остальным вопросам (ст. ст. 44, 46 ЖК РФ). Решения о реконструкции многоквартирного дома, в результате которой произойдет уменьшение размера общего имущества, принимаются только с согласия всех собственников помещений (п. 3 ст. 36 ЖК РФ).

Читайте также:  Если предписание жилищной инспекции не выполнены

11. Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.

Правом голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают собственники помещений в данном доме. Количество голосов, которым обладает каждый собственник, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме (ст. 48 ЖК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 48 ЖК РФ голосование на общем собрании собственников помещений осуществляется собственником как лично, так и через своего представителя. При этом доверенность, выданная собственником представителю, может быть оформлена в простой письменной форме и удостоверена по месту работы, учебы, жительства (в соответствии с требованиями п. п. 4, 5 ст. 185 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Голосование проводится по каждому вопросу повестки дня непосредственно после его обсуждения. Голосование может быть проведено несколькими способами: посредством поднятия рук, посредством мандатов или письменных решений собственников, в которых указана доля в праве общей собственности на общее имущество и количество голосов, которым обладает данный собственник (п. 4 ст. 48 ЖК РФ).

12. Подведение итогов голосования.

Для подведения итогов голосования должна быть создана счетная комиссия. Вопрос о ее создании вносится в повестку дня общего собрания. Состав комиссии предлагается инициаторами проведения общего собрания и утверждается общим собранием.

Результаты голосования по каждому вопросу повестки дня в обязательном порядке заносятся в протокол общего собрания.

13. Оформление решения общего собрания.

Решение общего собрания оформляется протоколом в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме

(п. 1 ст. 46 ЖК РФ).

Протоколы, равно как и уведомления о проведении общего собрания и решения собственников, хранятся в месте или по адресу, которые также определены решением данного собрания (п. 4 ст. 46 ЖК РФ). Жилищный кодекс Российской Федерации не устанавливает каких-либо требований к форме протокола, а какие-либо нормативные акты, регламентирующие правила его ведения, отсутствуют. Но существует сложившаяся практика ведения протоколов, она общеизвестна, и собственникам помещений в многоквартирном доме, проводящим общее собрание, рекомендуется ей следовать.

Законом установлено, что решения общего собрания собственников должны быть доведены до сведения всех собственников помещений, в том числе и не принявших участие в собрании, инициатором таких собраний в течение десяти дней со дня принятия этих решений (ч. 3 ст. 46 ЖК РФ). Исходя из этого требования протокол должен быть составлен не позднее десяти дней со дня проведения общего собрания собственников помещений.

В течении 10 дней после проведения общего собрания, копии решений и протоколов общего собрания собственников помещений в доме инициатором общего собрания должны направляться в УК, ТСЖ, либо ЖСК, в зависимости от выбранного способа управления домом, (ст. 46 ЖК РФ).

С 1 июля 2016 г., УК, ТСЖ, либо ЖСК в течении 5 дней с момента получения данных решений и протоколов, обязаны направить копии данных документов в орган государственного жилищного надзора для хранения в течении трех лет.

14. Общее собрание собственников помещений в форме заочного голосования.

Статья 47 ЖК РФ закрепляет важнейшее право собственников помещений в многоквартирном доме — право на проведение общего собрания этих собственников без их совместного присутствия путем проведения заочного голосования, определяет особенности общего собрания в форме заочного голосования, если на очном собрании не было кворума.

Проведение заочного голосования — это передача в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания.

В сообщении о проведении заочного собрания собственников должно быть указано следующее:

— сведения о лице, по инициативе которого созывается данное собрание;

— форма проведения данного собрания — заочное голосование;

— дата и время окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, место или адрес, куда должны быть переданы такие решения;

— повестка дня собрания;

— порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, а также место или адрес, где с ними можно ознакомиться, контактный телефон инициатора проведения собрания.

Уведомление о проведении общего собрания в форме заочного голосования отличается от уведомления о проведении общего собрания в очной форме только одним. Вместо сообщения о месте и времени проведения собрания указывается место, дата и время окончательного приема решений собственников по поставленным на голосование вопросам (п. 5 пп. 3 ст. 45, ст. 146 ЖК РФ).

Порядок уведомления о проведении собрания в заочной форме не отличается от порядка уведомления собственников помещений о собрании в очной форме (п. 4 ст. 45, ст. 146 ЖК РФ).

15. Правомочность общего собрания.

Общее собрание в заочной форме правомочно при тех же условиях, что и очное: если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников (ст. 45 ЖК РФ).

16. Решения заочного голосования.

Общее собрание в форме заочного голосования проводится путем передачи по адресу, который указан в сообщении о проведении общего собрания, решений собственников в письменной форме по вопросам, поставленным на голосование.

Собственникам помещений в многоквартирном доме наряду с уведомлением о проведении такого собрания с указанием повестки дня целесообразно сразу направить бланк решения собственника по каждому вопросу, поставленному на голосование, который собственник заполняет собственноручно и ставит свою подпись. Если решение за собственника помещения принимает доверенное лицо, к решению должна быть приложена доверенность.

В ч. 3 ст. 47 ЖК РФ установлены обязательные требования, предъявляемые к решению собственника. Соблюдение этих требований имеет большое значение, поскольку их нарушение может повлечь за собой признание решения общего собрания недействительным (ч. 6 ст. 46 ЖК РФ):

— решение должно быть в обязательном порядке в письменной форме;

— в решении собственника в обязательном порядке должны содержаться сведения о лице, участвующем в голосовании;

— сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме;

— решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками «за», «против», «воздержался».

Решение должно быть сформулировано таким образом, чтобы оно не имело двоякого смысла, исключало какую-либо неточность формулировки, на что можно было однозначно ответить одним из приведенных вариантов.

Законом четко установлено, что в уведомлении о проведении собрания собственников помещений в форме заочного голосования должны быть указаны адрес представления решения, а также указан конкретный срок, до которого собственники помещений могут направить свои решения.

Принявшими участие в общем собрании собственников в форме заочного голосования считаются собственники помещений в данном доме, решения которых получены до даты окончания их приема, указанной в уведомлении о проведении общего собрания, а правомочность общего собрания определяется по количеству голосов, выраженных в этих решениях (п. 2 ст. 47 ЖК РФ).

Под датой следует понимать день, месяц, год и время.

17. Подведение итогов заочного голосования.

Для подведения итогов голосования должна быть создана счетная комиссия, вопрос о создании которой выносится на повестку дня общего собрания. Ее состав предлагается инициаторами проведения общего собрания и утверждается общим собранием.

При голосовании по поставленным вопросам засчитываются голоса по тем вопросам, по которым участвующим в голосовании собственником оставлен только один из возможных вариантов голосования. Решения, оформленные с нарушением данного требования, признаются недействительными и голоса по ним не подсчитываются.

18. Оформление решения общего собрания в заочной форме голосования.

Решение общего собрания в заочной форме оформляется протоколом в порядке, предусмотренном при проведении общего собрания в очной форме. Протоколы, равно как и уведомления о проведении общего собрания и решения собственников, хранятся в месте или по адресу, которые также определены решением данного собрания (п. 4 ст. 46 ЖК РФ). В протоколе в обязательном порядке указываются дата и место подведения итогов заочного голосования, повестка дня, кворум.

— другие вопросы, отнесенные Жилищным кодексом Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (ст. ст. 44, 135, 141, 156 ЖК РФ ). 2. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме (ст. 45 — 48 ЖК РФ ). Общее собрание собственников помещений мн.дома может быть первоначальным, очередным или внеочередным. Собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: — непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме

Статья 46 ЖК РФ. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (действующая редакция)

1. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1.1, 4.2 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, и предусмотренных пунктами 1, 1.1-1, 1.2, 2, 3, 3.1, 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, решения, предусмотренного пунктом 4.5 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, которое принимается в соответствии с частью 1.2 настоящей статьи, а также решения, предусмотренного пунктом 4.6 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, которое принимается в соответствии с частью 1.3 настоящей статьи. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе или региональной информационной системе при условии обеспечения размещения в системе в автоматизированном режиме указанных документов лицом, инициировавшим общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, не позднее чем через десять дней после проведения такого собрания. Подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Копии решений и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу, указанному в пункте 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, также подлежат направлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в срок, указанный в настоящей части, в ресурсоснабжающую организацию, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которыми собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, будут в соответствии с принятым решением заключены договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг.

Читайте также:  Как жаловаться на управляющую компанию в жилищную инспекцию

1.1. Управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива в течение пяти дней с момента получения указанных в части 1 настоящей статьи подлинников решений и протокола общего собрания собственников помещений обязаны в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, направить подлинники указанных решений и протокола, в том числе с использованием системы, в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет. Орган государственного жилищного надзора в случае поступления в его адрес в течение трех месяцев подряд двух и более протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня, обязан провести внеплановую проверку в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов такого собрания.

1.2. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренное пунктом 4.5 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, принимается:

1) при наличии в многоквартирном доме более одного подъезда большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в этом собрании собственников помещений в многоквартирном доме при условии голосования за принятие такого решения собственниками помещений в многоквартирном доме, в подъезде которого расположено переводимое помещение, обладающими большинством голосов от общего числа голосов таких собственников, принимающих участие в этом собрании;

2) при наличии в многоквартирном доме одного подъезда большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в этом собрании собственников помещений в многоквартирном доме.

1.3. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, указанным в пункте 4.6 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, принимается:

1) по вопросу о включении многоквартирного дома в границы территории жилой застройки, подлежащей комплексному развитию, в соответствии с проектом решения о комплексном развитии такой территории, не менее чем двумя третями голосов собственников жилых помещений либо их представителей от общего числа голосов собственников таких жилых помещений в многоквартирном доме;

2) по вопросу об исключении многоквартирного дома из границ территории, подлежащей комплексному развитию, и из проекта решения о комплексном развитии территории жилой застройки не менее чем одной третью голосов собственников жилых помещений либо их представителей от общего числа голосов собственников таких жилых помещений в многоквартирном доме.

2. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня данного собрания, а также изменять повестку дня данного собрания.

3. Решения, принятые общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, а также итоги голосования доводятся до сведения собственников помещений в данном доме собственником, указанным в статье 45 настоящего Кодекса иным лицом, по инициативе которых было созвано такое собрание, путем размещения соответствующего сообщения об этом в помещении данного дома, определенном решением общего собрания собственников помещений в данном доме и доступном для всех собственников помещений в данном доме, не позднее чем через десять дней со дня принятия этих решений.

4. Копии протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме и решений таких собственников по вопросам, поставленным на голосование, хранятся в месте или по адресу, которые определены решением данного собрания.

5. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.

6. Собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.

7. В многоквартирном доме, все помещения в котором принадлежат одному собственнику, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принимаются этим собственником единолично и оформляются в письменной форме. При этом положения настоящей главы, определяющие порядок и сроки подготовки, созыва и проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, не применяются, за исключением положений, касающихся сроков проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно ч. 4 ст. 45 ЖК РФ копии решений и протокола общего собрания хранятся в месте или по адресу, которые определены решением данного собрания . Также, по вопросу ознакомления с решениями и протоколом общего собрания собственники помещений вправе обратиться к управляющей организации, ТСЖ (ТСН). Материалы таких собраний подлежат размещению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, в государственной информационная системе жилищно -коммунального хозяйства (далее — ГИС ЖКХ). В случае, если…

Можно ли собственникам передать протокол собрания напрямую в жилищную инспекцию?

Решения общих собраний оформляются протоколами, и эти документы хранятся в жилищных инспекциях.

При этом по закону инициатор собрания должен сначала отдать протокол в действующую управляющую организацию, чтобы та потом передала его в орган жилищного надзора. Однако на собраниях принимаются решения, которые могут не понравиться управляющей компании, например, о расторжении с нею договора управления. Поэтому многим инициаторам страшно нести оригиналы по адресу: вдруг УК их утратит или, ещё проще и эффективнее, испортит часть бюллетеней.

Чтобы защитить решения собственников, инициаторы пытаются пронести протоколы вместе с бюллетенями напрямую в органы жилищного надзора. В каких-то регионах это удаётся, в каких-то нет. Вот, например, государственная жилищная инспекция Ивановской области «в связи с участившимися случаями нарушения порядка передачи протоколов» прямо на своём сайте пишет, что документы надо сдавать в управляющую организацию, в том числе при принятии решения о её смене.

Нормы, которые регулируют передачу протокола и бюллетеней: ст. 46 Жилищного кодекса РФ и Приложение №2 к Приказу Минстроя № 44/пр. Если вы знакомы с ними, то смело пролистывайте таблицу. Формат таблицы я выбрала для того, чтобы показать различия между кодексом и приказом.

Ст. 46 Жилищного кодекса РФ Приложение №2 к Приказу Минстроя № 44/пр (Порядок направления подлинников решений и протоколов в уполномоченные органы, осуществляющие государственный жилищный надзор)
Инициатор сдает документы в УО, ТСЖ, кооператив:
Подлинники решений и протокола подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление ТСЖ, кооператива, а при непосредственном способе управления домом в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через 10 дней после проведения общего собрания (ч. 1). Подлинники решений и протоколов подлежат обязательному направлению лицом, инициировавшим общее собрание, в управляющую организацию, правление ТСЖ, кооператива, а при непосредственном способе управления домом – в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через 10 календарных дней со дня проведения общего собрания, а в случае, если оно продолжалось несколько дней, – не позднее чем через 10 календарных дней со дня окончания общего собрания (п. 4).
Действия инициатора, если на собрании решался вопрос о переходе на прямые договоры :
Копии решений и протокол общего собрания по вопросу заключения прямых договоров также подлежат направлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в ресурсоснабжающую организацию, региональному оператору по обращению с ТКО, с которыми собственниками будут заключены договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг (ч. 1). В случае принятия общим собранием решения по вопросу заключения прямых договоров, подлинники решений и протокола подлежат направлению лицом, инициировавшим общее собрание, в орган государственного жилищного надзора субъекта РФ, с единовременным направлением копий данных решений и протокола в управляющую организацию, правление ТСЖ, кооператива, а также ресурсоснабжающей организации, региональному оператору по обращению с ТКО, с которыми собственниками будут заключены договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг (п. 4).
УО, ТСЖ, кооператив передают документы в жилищную инспекци ю:
Управляющая организация, правление ТСЖ, кооператива в течение пяти дней с момента получения подлинников решений и протокола общего собрания обязаны в порядке, установленном Минстроем РФ, направить подлинники указанных решений и протокола, в том числе с использованием ГИС ЖКХ, в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет. Управляющая организация, правление ТСЖ, кооператива обязаны направить подлинники решений и протоколов в орган государственного жилищного надзора субъекта РФ. Направление подлинников решений, протоколов осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня получения управляющей организацией, правлением ТСЖ, кооператива от лица, инициировавшего общее собрание, подлинников документов (п. 2 и п. 3).
Читайте также:  Написать жалобу в жилищную инспекцию на управляющую компанию через госуслуги как правильно

Таким образом, Приказ даёт инициаторам лазейку: надо включить в повестку собрания решения о переходе на прямые договоры, и тогда вроде как документы можно вручить напрямую органу жилищного надзора, отправив управляющей организации копии документов. «Вроде как» – это потому что Жилищный кодекс РФ по своей юридической силе заведомо выше подзаконного нормативно-правового акта. Некоторые читатели пользовались этим расхождением, и у них получалось обойтись без передачи подлинников напрямую в нелюбимую управляющую организацию.

Практика судов по передаче протоколов скромная

✔ По теме есть подробнейшее постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2019 (дело № А44 – 8634/2018).

Управляющая организация требовала признать незаконными действия органа жилищного надзора Новгородской области, который посмел взять на хранение протокол от инициатора собрания. Также незаконным компания считала бездействие «по невозвращению протокола или по ненаправлению обращения инициатора с оригиналом протокола должностному лицу для рассмотрения».

Арбитражный суд Новгородской области удовлетворил требования частично: он признал незаконными действия Комитета по приёму документов на хранение. Однако апелляционная инстанция отказала управляющей организации в удовлетворении и этих требований. Её доводы:

  • Если оспариваемое действие не нарушает права и интересы заявителя, то в удовлетворении требований стоит отказать.
  • Требование «признать незаконными действия комитета по приёму для хранения протокола» говорит о том, что надо прояснить вопросы
    • о наличии у ответчика права на совершение таких действий,
    • о наличии (отсутствии) законодательного запрета на их совершение,
    • о правах, которые, по мнению общества, фактически нарушены этими действиями, а также о возможности реального восстановления этих прав в случае признания оспариваемых действий незаконными.

    Управляющая организация обосновывала нарушение своих прав тем, что без оригинала не может исполнить оформленное протоколом решение, которое является для неё обязательным. Апелляционный суд указал, что никаких нарушений прав компании здесь нет:

    • не доказано, что комитет мешал управляющей организации ознакомиться с подлинником протокола и приложениями к нему и сверить его копией. Компания вела активную переписку с комитетом по поводу передачи спорного протокола, однако не просила дать с ним ознакомиться. Лишь спустя 4 месяца с момента собрания представитель сходил в комитет и сфотографировал оригиналы документов.
    Управляющей организации не удалось победить орган жилищного надзора. Однако чаще компании судятся с самими инициаторами, пытаясь обязать их передать документы.

    Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 15.01.2019 по делу N 33 – 317/2019

    Инициатор собрания отнёс в управляющую компанию копию основной части протокола (без приложений), а оригинал отдал напрямую в Государственную инспекцию Алтайского края. Управляющая организация попросила суд обязать собственника передать документы туда, куда было надо, однако суды отказали:

    • поскольку на момент рассмотрения дела у жильца нет оригиналов истребуемых документов, то требования удовлетворению не подлежат, при этом организация может ознакомиться с протоколом другим законным способом.
    • «судебная коллегия соглашается с тем, что ответчиком нарушен предусмотренный ст. 46 ЖК РФ порядок передачи документов, вместе с тем указанные ссылки апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения суда, поскольку судом достоверно установлено, что ответчиком осуществлена конечная передача документов по назначению в Государственную инспекцию Алтайского края, где они хранятся в настоящее время».

    ✔ Другая практика — апелляционное определение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 07.09.2018 по делу № 33 – 2238/2018

    Здесь на общем собрании собственники решили сменить управляющую организацию. Старая компания потребовала от инициатора передать ей оригиналы документов.

    Первая инстанция отказала в удовлетворении требований, решив, что инициатор не обязан предоставлять в действующую управляющую компанию подлинник протокола с решениями об изменении управляющей организации. Однако суд округа с таким мнением категорически не согласился:

    • «направление инициатором собрания спорных документов в новую управляющую компанию, а также непосредственно в департамент государственного жилищного надзора свидетельствует о нарушении норм жилищного законодательства, препятствует исполнению управляющей организацией своей обязанности по размещению документов в ГИС ЖКХ», за что она может быть привлечена к административной ответственности.

    Пока рассматривалось дело, управляющая организация ознакомилась с документами в органе жилищного надзора, поэтому дальше истребовать документы у инициатора оказалась. Однако самому собственнику не повезло: суд взыскал с него судебные расходы в размере 9 тыс. рублей госпошлины.

    ✔ Ещё есть апелляционное определение того же Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.10.2018 по делу № 33 – 2717/2018. То есть решение принято почти одновременно с предыдущим, но выводы у суда прямо противоположные. Управляющей организации, пожелавшей подержать в руках подлинники документов, отказали:

    «Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена обязанность предоставлять организации, ранее управлявшей домом, подлинник протокола общего собрания, которым произведена смена управляющей организации.

    … инициатор собрания уведомила прежнюю управляющую организациюАО «Уренгойжилсервис» о смене и представила ей копию решения общего собрания об этом…

    Учитывая указанные обстоятельства, а также отсутствие у инициатора собрания обязанности предоставлять ранее управлявшей многоквартирным домом организации подлинник протокола о смене управляющей организации, суд первой инстанции пришёл к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований».

    Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 03.03.2020 по делу № 88 – 4739/2020, Краснодарский край

    Группу инициаторов обязали передать в старую управляющую компанию оригинал протокола. Нарушение прав организации суды усмотрели в том, что «у истца фактически отсутствует возможность исполнения обязанности по предоставлению компетентному органу протокола общего собрания, представление которого предусмотрено ч. 1.1 ст. 46 ЖК РФ. В связи с чем этот факт может повлечь за собой негативные правовые последствия для истца».

    Апелляционное определение Московского городского суда от 02.04.2019 по делу N 33 – 13728/2019

    Здесь в суд пошла не управляющая организация, а орган жилищного надзора. На решение общего собрания пожаловались жильцы, инспекция запросила протокол в компании, но та пояснила, что не получала его от инициатора. Тогда инспекция обязала инициатора предоставить ей оригиналы материалов общего собрания через суд.

    Запомнить инициаторам:

    • правильно – передавать протокол в действующую управляющую организацию,
    • можно попытаться отдать документы напрямую в инспекцию, но надо быть готовым к судебным спорам с УК,
    • если инспекция отказывает в приёме документов, то обычно она права, без обид,
    • если на собрании решался вопрос о прямых договорах, то инициатор может достать из рукава Приказ Минстроя №44/пр и попробовать отбиться им,
    • передачу документов кому бы то ни было надо фиксировать документально.
    Дорогие читатели!

    Чтобы не пропустить ничего важного в сфере ЖКХ, выберите, где вам удобнее следить за обновлениями:
    ➜ в Telegram или во ВКонтакте.
    А самые полезные и популярные материалы можно найти в виде карточек на нашем канале в Дзен.

    Комментарий к Ст. 46 ЖК РФ . Жилищный кодекс в действующей редакции. ЖК РФ 2022. … Причем орган государственного жилищного надзора в случае поступления в его адрес в течение трех месяцев подряд двух и более протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня, обязан провести внеплановую проверку в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов такого собрания . В г. Москве органом государственного жилищного надзора является Государственная жилищная инспекция г. Москвы (п. 1 Положения, утв.

    Источники
    • https://kapremont71.ru/help/porsobranie/
    • https://www.zakonrf.info/jk/46/
    • https://gkhnews.ru/4142-mozhno-li-sobstvennikam-peredat-protokol-sobraniya-napryamuyu-v-zhilishhnuyu-inspekcziyu/

Рейтинг
Загрузка ...